Часть 2. Часть 1.
В каждом из уроков мы знакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим
знанием... Но прежде, чем познакомить с некоторыми инструментами решения открывательских задач, попробуем разобраться, какими качествами должен обладать творческий человек.
Учись держать удар!
Нестандартно решённая уже состоявшейся личностью задача или задача с неожиданным результатом, как правило, неоднозначно воспринимается коллегами, наконец, самим обществом, например, потому, что результат может влиять на мировоззрение общества, противоречить устоявшимся парадигмам, за которые коллеги получали учёные степени. В итоге, творческая личность будет испытывать сопротивление, давление со стороны системы, и, может стать изгоем. Последователи идеи подвергаются аналогичным нападкам. Кто-то не выдерживает и уходит из движения. А кто-то легко покупается за «30 серебреников», приобретая тихую и спокойную жизнь. В этот период непризнания важно устоять,
выдержать удар системы. Поэтому со школы необходимо воспитывать
силу духа и
воли, учить отстаивать свои идеи, преодолевать неудачи и
«держать удар», понимая значимость решаемой проблемы. Тогда будет результат. Неслучайно В.А. Сухомлинский особое внимание уделял духовной жизни своих учеников.
Примеры
40 лет ушло на реализацию мечты Пикара по созданию батискафа. Было всё: и неприятие коллег, и сопротивление научного сообщества. Но он поставил новую цель – создать мезоскаф – для средних глубин, хотя были серьёзные возражения противников.
Н.В. Левашов – человек с необычными способностями, поэтому Система попыталась использовать их в своих целях. Он не пошёл на сделку с совестью, поэтому оказался вне Системы, т.е. – её врагом. Но Система не оставила его, она его своими ударами только закаляла, вырабатывая у него бойцовские качества. Система не знает одной особенности развития: чем больше человек получает претензий, чем больше его «бьют», тем быстрее он закаляется и становится совершеннее, если не сдался от первых ударов. Так что система сама воспитала Бойца, который продолжал своё Дело, и когда возникла необходимость, он вернулся на Родину и создал
Движение уже с соратниками, разделяющими его мировоззрение.
В итоге, он дал уверенность не только многим своим сторонникам, но и людям вне Движения. Теперь многие стали понимать, что дальнейшая эволюция возможна только при условии собственного развития и совершения
поступков, Достойных Человека. Всякое малодушие, подлость и прочие отрицательные поступки сказываются на Сущности человека, и он получает «возмездие» или наказание практически сразу с совершением поступка. Хороший поступок способствуют развитию ментальных тел, а плохой – разрушает их и закрывает канал между астральным и
ментальным телами. Личная трагедия не озлобила его и не выбила из седла, он ещё с большим рвением стал решать проблемы, без которых невозможно достичь Высшую цель. Предательство и подлость
бывших соратников не сломило его.
Чтобы неудачи в учёбе (самопознании) не отбили желание ученика учиться, нужен позитивный текущий результат, поддерживающий интерес ученика, организованный дидактическими приёмами учителя. Чтобы уже во взрослой жизни бывший ученик мог держать удар со стороны общества, системы, не превращая отстаивание своих идей в борьбу с «ветряными мельницами», на каждом этапе достижения цели нужен результат, т.е.
нужен успех, организованный им самим (Сухомлинский В.А. «О воспитании»).
Интерес поддерживается успехом, – как подчЁркивал В.А. Сухомлинский, – а к успеху ведёт интерес. Таким образом, от задач управления в период обучения человек переходит к решению задач самоуправления в режиме творческой личности.
Примеры
К. Циолковский. Результат: создание цельнометаллического дирижабля, создание теории реактивного движения, разработка системы технических средств для подготовки космонавтов, разработка программы поэтапного завоевания космического пространства (
Циолковский К.Э.), разработка основ космической философии.
Н.В. Левашов. Результаты: (см. книгу
«Зеркало моей души») поддерживают интерес у сторонников его концепции. Многие теперь по-другому стали смотреть на мир, проблемы жизни и смерти. Кроме того, это и результаты лечения людей, что подтверждает и автор материала (лечение дочери и его самого). Действие брелка. Автор испытал его на себе. Такси, в котором мы ехали, выехало на перекрёсток и стало поворачивать налево, нам на встречу на красный свет под углом 50-70 град. на скорости 80-90 км/час выскочил автомобиль. Столкновение было гарантировано на все 100%! Но в момент столкновения машина-убийца каким-то образом проскользила вдоль нашего такси с зазором примерно в 5 см и умчалось, не останавливаясь. Было, как в кино… Наш водитель едва себя сдерживал, а жена и её подруга только успели вскрикнуть, а потом в состоянии шока пытались понять почему не произошло столкновения.
Надо отметить, что шесть приводимых качеств сами по себе положительны и их нужно использовать в комплексе. Знание возможных ходов «внешних обстоятельств» по отношению к творческой личности также полезно. Но жить по алгоритму ЖСТЛ – это введение творческой личности в определённые рамки, противоречит понятию «творчество». Поэтому мы не будем рассматривать стратегию ТЛ (Г. Альтшуллер, И. Верткин «Как стать еретиком»). Желающие могут сами познакомиться с ней.
С одной стороны, человек сам, добровольно делает себя заложником своей идеи. История науки и техники показывает, что, пока не созреют условия для реализации идеи, она остаётся идеей. Видимо, причина не в творческой личности, и не в консерваторах или иных «внешних обстоятельствах» – она в той системе отношений, которые сложились в социально-экономической сфере. Очевидно, следует решать проблемы и на этом уровне.
Ведь при смене социально-экономических условий могут полностью поменяться «внешние обстоятельства», а технология получения новых идей остаться старой. Тогда и «стратегия» окажется ненужной. Вот, к примеру, в 1895 г. Николай II обратился ко всем странам мира с предложением о
полном и всеобщем разоружении. Но так называемая «демократическая» Европа оказалась глухой к этому призыву... Или: с перестройкой пришла возможность писать о чём угодно, поднимать какие угодно проблемы. Но произведений с новыми идеями не появились... Социальный заказ есть, но идей нет или они ещё просто не созрели, чтобы стать привлекательными для общества. Общество «спало». Его нужно сначала разбудить, чтобы оно само поняло проблемы, и смогло по-новому их увидеть и понять, а не звать всех на баррикады, чтобы через разрушение создать видимость прогресса и развития в нужном направлении.
При этом решаемая проблема не обязательно должна быть глобальной, важно творчески решить пусть даже самую небольшую, но нужную для человечества проблему, чтобы был реальный результат.
Вот два примера. С юношеских лет увлекался
С.С. Брюханенко объёмным видением, стремился проникнуть в тайны получения стереоскопических изображений. В результате многолетних исследований он пришёл к изобретению метода объёмного рисования и черчения. Позже он создал серию моделей аппаратов для получения стереоскопических рисунков и чертежей. А затем, используя стереоскопирование, он сконструировал первый в мире аппарат для искусственного кровообращения – автоэжектор.
Другой пример, – разработка промышленного способа производства синтетического каучука
С.В. Лебедевым в 1927 г. Ещё в апреле 1926 г. ВСНХ объявил конкурс на разработку такого способа. С огромным упорством Лебедев вместе со своей группой начал работу. Неудачи следовали одна за другой. И всё же, в течение года он решил проблему, получив первые 200 г каучука. Проблему, над которой работал давно, он ещё в 1910 г. доказал, что дивинил при полимеризации превращается в каучукообразный продукт. Тогда он получил 20 г.
Узнав об этом, А. Эдисон посчитал, что всё это большевистская пропаганда, он не верил, что в России способны решить проблему каучука. Другое дело, что творческий человек мог успокоиться на достигнутом и не сделал это состояние творчества для себя привычным – что удаётся далеко не всем. Но С.В. Лебедев внёс свой вклад в человеческую цивилизацию. И в период решения своей, пусть небольшой задачи, он проявил именно творческие качества.
Каждый несёт такой груз, какой в состоянии нести.
Вот тут-то и возникают проблемы другого –
нравственного порядка, без решения которых не будет гармоничной личности. Ведь создатель нейтронной бомбы Тейлор был не только способным физиком и творческим человеком, но и отцом семейства и, тем не менее, считал своё детище «гуманным оружием» и не исключал возможность его применения с целью сохранения материальных ценностей противника.
Дидактика В.А.Сухомлинского фактически содержит все компоненты приведённой технологии достижения цели творческой личностью. Начинается она с воспитания Человечности и завершается воспитанием творческой личности.
Учись созидать
Для того, чтобы ответить на вопрос: каким должен быть гармоничный человек, рассмотрим его не изолированно на его «этаже»
волновой модели эволюции социума, а в целом – во взаимодействии со всеми её «этажами». Кроме того, любая реализуемая им цель затрагивает волны эволюции других систем: природы и техносферы. Поэтому
гармоничный человек – тот, кто умеет видеть, охватить сразу все волны эволюции (ВЭ), их прошлое, настоящее и будущее и учитывать их при реализации цели – на одном большом «экране» с позиций Высшей цели (
Рис.3).
Это сложная задача, но решаемая соответствующим воспитанием.
Например, возьмём только одну систему – государство. Воспитание государя как раз таки и было направлено на умение воспринимать всю сложную иерархию государства в целом, с учётом всех её «этажей» без исключения, т.к. от их состояния зависело благосостояние всего государства.
Этими качествами обладали такие крупные государственники, как, например, П.А. Столыпин, А. Линкольн, И.В. Сталин (как управленец). На отдельных этажах, например, в науке или технике – М. Ломоносов, Д. Менделеев, С. Королёв и другие. Но они такие же люди, поэтому многие из них делали ошибки на пути к высшей цели, ради которой жили.
Стандартное воспитание рядового человека направлено на решение проблем на уровне семьи, общества, в котором он преимущественно находится, и удовлетворения претензий со стороны надсистемы – в виде долга, обязанностей.
Для ВЭ человечества, как и для других систем, возможно несколько путей развития: на уровне своего этажа, переходом на верхние или нижние этажи. Их может быть больше, чем изображено на
Рис.3. На уровне своего «этажа» (
Рис.4) для человека – это узкая специализация или повышение своих профессиональных качеств, становление многогранной личностью (по линиям: специалист – узкий специалист – профессионал; специалист – специалист широкого профиля – многогранная личность (универсал)...).
С чего начать творческую жизнь? Ведь не так-то легко найти интересную задачу.
Задачу можно найти, рассматривая полный экран со всеми волнами эволюции систем. Понимая, что неравномерность развития частей системы из-за их неоднородности и отставания одних волн развития относительно других – вот источник возникновения задач. Например, при запуске космических спутников в месте их выхода образуются дыры до нескольких сотен километров в диаметре в озоновом слое – этом тончайшем защитном инструменте Земли от губительного действия солнечной радиации. Вот и займитесь решением этой или аналогичной задачи, хотя уже имеется решение. Она выведет на более крупные – связанные с защитой в космосе от воздействия космоса и т.д.
Нельзя останавливаться на достижении первой цели – её нужно или внедрять или идти дальше по отмеченным выше путям, вплоть до смены цели жизни. Спектр целей достаточно широк. Застой – это творческая смерть.
Сотвори себя сам!
Читать статью полностью…
Комментариев нет:
Отправить комментарий