Если бы я был Сталиным (часть 8, продолжение)
Над всяким чиновником должен быть строгий контроль. Проблема в том, что контрольная функция возложена на
таких же чиновников,
которые в свою очередь, нуждаются в ещё большем контроле. Пирамиду
контроля над контролёрами можно строить до бесконечности, но
принципиально проблема решена не будет. Системы перекрёстного контроля
тоже перестают работать, как только аппарат поражён коррупцией. А
коррупция – это как сорняки на огороде – лезут отовсюду непрерывно,
только успевай полоть. Единственный выход – осуществлять независимый
контроль. Независимый контроль может осуществлять только общество. Нет, я
не предлагаю упразднить следствие и суд, даровав обывателю право вешать
на берёзах проворовавшихся чиновников (хот в переходный период так всё и
будет). Однако общество должно или встать раком перед государством, или
стать коллективным товарищем Сталиным и надзирать за чиновниками.
Теперь, как водится, перейду к конкретике, хоть и несколько издалека. Опять
превращаюсь временно в Сталина,
собираю в Кремле правительство в полном составе, включая руководителей
околоправительственных агентств, служб и комитетов, верхушку парламента,
армии, таможни, госстата, ростехнадзора, судей и т.д. Обвожу всех
насупленным взглядом и толкаю речь: «Ох, сколько ж вас расплодилось,
больших и важных начальников, а Москва-то не резиновая. Пора бы кой-кого
и в Сибирь на ПМЖ». На этом месте я делаю длинную паузу, набивая
трубочку и злорадно оглядывая предобморочные выражения на лицах
министров, каждый из которых лихорадочно перебирает в памяти эпизоды
своей трудовой деятельности, результатом которой стали нетрудовые доходы
и припоминает статьи УК, квалифицирующих эти деяния.
Я тем временем, раскурив трубку, невозмутимо продолжаю: «Есть идея,
товарищи, разгрузить Москву, передав функции столицы достойным
губернским городам. Предлагаю перевести туда министерства и ведомства,
оставив в первопрестольной только самые важные». Чтобы заглушить
коллективный вздох облегчения, присутствующие поддерживают меня бурными
аплодисментами. Каждый в душе уверен, что его контора уж точно самая
важная.
– Вот скажите товарищ Балаболкин – обращаюсь я к председателю Верховного Совета, где у нас родина парламентаризма?
– В Питере… – неуверенно мямлит он – там Государственная Дума заседала при царе.
– Вот именно, товарищ Балаболкин, в Питере заседала при царе
буржуазная Государственная Дума, а родина нашего, советского
парламентаризма – город Иваново, где возник первый Совет. Туда вам и
дорога.
– А вам, товарищ Шпаргалкин, как министру народного образования, от
Сибири никак не отвертеться. Вас с радостью примет город Новосибирск,
точнее, его пригород – Академгородок – авангард нашей научной мысли и
кузница инноваций. Езжайте туда и куйте.
Шпаргалкин с трудом пытаясь скрыть на лице судороги отчаянья, подобострастно кивает.
– Думаю, товарищ Насосов, вы легко догадаетесь, какой город станет
местом дислокации вашего министерства нефтяной промышленности.
– Тюмень?
– Ага, Тюмень – столица деревень. Считайте, что с сегодняшнего дня
это официальная нефтяная столица России. У вас там и
«Гипротюменьнефтегаз» под боком, и «Главтюменьгеофизика», и Нефтегазовый
университет. Всё это отобрано у буржуев, возвращено в собственность
государства и ждёт лишь твёрдой руки настоящего хозяина. Езжайте и
твёрдо хозяйствуйте. Кстати, чтоб вам было не сильно скучно, Мингео и
Мингазпром тоже можно в Тюмень перебазировать. Хотя… не много ли там
будет начальников на квадратный метр? Министр газовой промышленности,
наверное, хочет быть поближе к голубой кладовой планеты – пусть он своё
министерство перебазирует в Новый Уренгой.
– Но ведь Новый Уренгой – не губернский город – попытался слабо возразить газовый министр Метанов-Пропанов.
– Ну, это мы вмиг исправим, давайте уж заодно перенесём столицу
Ямало-Ненецкого автономного округа из Салехарда в Уренгой. А
министерству геологии лучше всего разместиться там, где ему работы
непочатый край – в Якутии. Наши доблестные зеки как раз железную дорогу к
городу подтягивают. Кстати, Путин с Чубайсом даже грамоты получили за
успехи в соцсоревновании шпалоукладчиков. Для вас стараются, чтоб не на
вездеходах по болотам вы прорывались в свою новую резиденцию, в
комфортабельных купейных вагонах ехали, чаёк попиваючи.
Ладно, оглашаю коротко кому куда: командование ВМФ отбывает в полном
составе в Мурманск чтоб сподручнее было командовать нашим самым мощным
флотом; министерство авиации перебазируется в Саратов – в авиационное
сердце страны; министерству сельского хозяйства сам бог велел обживать
Воронеж; минвнешторг обустраивается в Калининграде, Росприроднадзор
пущай мотает в Иркутск – оттуда легче надзирать за чистотой Байкала, а
то экологи шумят; минавтопром переезжает в Нижний Новгород; министерству
рыбной промышленности самое место на Сахалине; минкульт, так и быть,
пусть двигает в культурную столицу – в Питер. Минэнерго – в Красноярск,
минлеспром – в Сыктывкар, министерство тяжёлой промышленности,
разумеется, отправится в Екатеринбург – Уралмаш надо поднимать, а
Магнитка и Нижний Тагил у вас окажутся буквально под боком – не надо
будет суровым челябинским мужикам в Москву мотаться бумажки подписывать.
По той же причине министерство гражданского судостроения надлежит
депортировать в Астрахань, чтобы наладили работу четырёх
судостроительных заводов.
– А кто же останется в Москве? – раздался чей-то писк с галерки.
– В Москве, помимо МИДа останутся штаб-квартиры органов
госбезопасности, МВД, Счётной палаты и генеральной прокуратуры. И пусть
силовики под моим личным надзором соревнуются между собой, кто лучше
борется с коррупцией. Проигравший отправится в Магадан – столицу ГУЛАГа
обживать...
Спрашивается, зачем «размазывать» по стране правительство, ведь в
этом случае оно, как исполнительный орган власти, практически перестаёт
существовать а глава правительства элементарно не может вызвать себе
министра на доклад? Поясняю: правительство не может быть органом власти,
реальные нити управления у
аппарата правительства.
Кстати, та же самая ситуация была и в партии в 30-е годы – высший орган
ВКП(б) – съезд, но он выполнял роль парадно-декоративную: собрались,
заслушали доклад, похлопали оратору, дружно осудили врагов народа и
столь же дружно проголосовали за список кандидатов в ЦК. Думаете, ЦК
всем руководил? Нет, Пленум ЦК собирался примерно раз в полгода. Гораздо
большее значение имело Политбюро ЦК ВКП(б), куда входила самая макушка
партийной верхушки.
Но и
Политбюро, по сути, ничем не руководило, потому
что решения Политбюро в подавляющем большинстве случаев вырабатывались
путём персонального опроса членов этого органа. Члены получали
документы, знакомились с ними и высказывали своё мнение. Полагаю, оно
носило исключительно рекомендательный характер, поскольку де-юре
Политбюро властными полномочиями не обладало. Те решения Политбюро,
которые предполагалось наделить юридической силой, оформлялись в виде
совместных решений партии и правительства. Поскольку большинство членов
Политбюро были членами правительства, никакой сложности это не
представляло.
А вот чисто партийные междусобойчики были редкостью. Например, за
весь 1939 г. Политбюро лишь дважды созывалось для очного обсуждения
текущих вопросов. Вот тут мы и подходим к главному вопросу:
кто же осуществлял непосредственное руководство компартией,
кто формировал повестку дня заседаний Политбюро, кто рассылал опросные
листы для высших партийных начальников, кто решал кадровые вопросы? Этим
занимался
аппарат – секретариат ЦК, который возглавлял
генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Виссарионович Сталин
(Джугашвили), который имел те же полномочия, что и другие пять
секретарей ЦК, то есть в партии было коллегиальное руководство, и
никакого единоличного лидера не существовало. Авторитет Сталина, как
верховного вождя, носил неформальный характер, а
реальное управление партией осуществлял возглавляемый им
аппарат.
То же самое и в правительстве – проекты решений вырабатывает аппарат,
вся информация стекается туда же, министры могут владеть ситуацией
каждый на своём участке работы, но даже все вместе они не способны
руководить страной, если у них нет аппарата. У них его и не будет,
аппарат контролирует глава правительства, глава даёт распоряжения
министрам, а аппарат контролирует, как они исполняются. Председатель
правительства при всём желании не способен проконтролировать работу
десятков министерств, комитетов, агентств, палат и прочих привластных
структур. Так что рассредоточение по стране министерств и ведомств
нисколько не затруднит управление, а для официального заседания кабинета
пару раз за год министров можно собрать вместе, главное известить их за
сутки до мероприятия, чтоб успели авиабилеты забронировать.
Смысл же в распылении высших чиновников по стране очевиден –
элитарии не должны кучковаться, не должны образовывать неформальные группировки, рублёвские анклавы,
кооперативы «Озеро»,
не должно появляться закрытых школ для начальственных деток. Ещё лучше,
если между ними вообще не будет возникать никаких личных, а тем более,
родственных (
через браки детей) отношений. Сейчас
министры могут запросто затусоваться на даче и порешать в бане под пивко
вопросы к общей для себя выгоде, заручившись гарантией
неприкосновенности со стороны прокурорских боссов, бывающих в той же
баньке. Элита, размываясь, географически утрачивает те лоббистские
способности, какие она имела в столице, представляя собой громадную,
инертную серую безликую массу, скреплённую тысячами неформальных уз. Ну
и, разумеется, контролировать больших начальников легче, когда они по
отдельности.
Но не это главное. Рассредоточение власти нужно лишь как повод для следующего удара по бюрократии.
Товарищ Сталин в Москве,
как глава правительства, издаёт директиву о полном переводе всего
документооборота в электронную форму, что обосновывает невозможностью
поддерживать между инстанциями связь традиционным способом. Это наносит
страшный удар по коррупции. Дело в том, что электронный документооборот
полностью исключает возможность состряпать документ задним числом, что
колоссально затрудняет воровство.
А ещё не надо будет осуществлять в ходе следственных действий выемку
документов. Любой следователь просто скачает с базы данных нужный массив
документов и приобщит к делу. Уничтожить компрометирующие документы
тоже будет невозможно.
Помню, однажды прокуратура начала уголовное преследование мэра города
Н, против которого я работал. Повод был довольно смешной – нецелевое
расходование средств резервного фонда главы города на каких-то вшивые
пять миллионов рублей. Уголовное дело возбудили в пятницу под конец
рабочего дня. Соответственно, следователи приехали делать выемку
документов только в понедельник ближе к обеду. Толку от этого было мало,
потому что два выходных мэрия работала в авральном режиме все 48 часов,
я сам наблюдал, как окна во многих кабинетах горели в пятом часу утра.
Как потом шутил один мелкий клерк из бухгалтерии, за эти два дня бумаги
израсходовали столько же, сколько за полгода.
Компрометирующие документы были уничтожены и заменены новоделами,
либо «утрачены». Конечно, финансовые хвосты «нецелевых» утечек денег
скрыть довольно сложно, но и мэр не лыком шит. Банк, через который он
отмывал деньги, в котором находились на обслуживании все подконтрольные
муниципалитету организации, принадлежал… ну, не трудно догадаться,
самому же мэру, и банк этот мало того, что в течение выходных вдруг
сменил юридический адрес и виртуально переехал в Москву, так ещё и
поспешно слился с другим банком, сменив название. Короче следователям,
чтобы затребовать вещдоки, пришлось вести переписку с различными
ведомствами несколько месяцев. Разумеется, прокуратура больше года
прессовала мэра не ради торжества законности, а исключительно с целью
подоить с него бабла.
После того, как его выжали, он получил три года условно и спокойно
живёт сейчас в своей вилле в Краснодарском крае. Суть в том, что даже
если бы прокурорские реально взялись расследовать мэрские финансовые
художества, получить доступ к документам даже такому могущественному
ведомству довольно затруднительно.
После того, как все учреждения переведены на электронный
документооборот, нужно нанести окончательный удар коррупции – открыть
свободный доступ ко всей чиновничьей переписке. Каким бы немыслимым это
ни казалось сегодня, ничего невозможного в этом нет. Всё, что является
секретным, пусть таковым остаётся, но что-либо засекретить в работе
министерства сельского хозяйства или министерства культуры невозможно.
Ничего секретного нет в компетенции местных органов власти и
региональных правительств. Даже министерство обороны свободно может
придать гласности всю информацию, касающуюся хозяйственной деятельности.
В этом случае любой гражданин может посидеть полдня в Интернете и
раскрыть парочку преступлений. Я нисколько не преувеличиваю. Вот
конкретный пример: ознакомившись с
годовым отчетом ОАО «Тюменская ярмарка», я написал
заметку, которую с очень большими купюрами напечатал правдокопательский интернет-ресурс
Правда УРФО.
Попридержала значительную часть компромата редакция вовсе не из страха,
а с расчётом склонить эту воровскую лавочку к сотрудничеству: мол,
разместите у нас рекламу на мильён, а мы про вас больше ничего гадкого
писать не будем. Но суть в другом: публичный доступ к информации делает
абсолютно невозможным скрыть воровство.
Если вам лень читать материал по ссылке, коротко излагаю: в Тюмени в
фактическом распоряжении чиновников регионального правительства
находится огромный Выставочный комплекс (формально принадлежит мэрии
областного центра), в котором проходят коммерческие отраслевые выставки и
ярмарки, пользующиеся большой популярностью. При этом чистая прибыль
принадлежащего казне ОАО «Тюменская ярмарка», чистые активы которого
составляют 164 млн. руб., составляет всего
2,8 млн.
руб. Для сравнения: один мой знакомый, владеющий уличной шашлычной и
кафе в бойком месте, хвастался, что за год «срубил чистоганом почти два
ляма». Даже если он все 100% прибыли положил себе в карман, претензий к
нему нет, он же частник. А вот то, что директор казённой «Тюменской
ярмарки», принеся формальный доход бюджету
2,8 млн. руб. (в бюджет, разумеется, эти деньги не попадают), получил зарплату в
2,5 млн. руб., это уже вызывает недоумение – почему дерьмовый менеджер получает зарплату такую же, как губернатор?
Но дело тут даже не в том, что чисто коммерческим предприятием
распоряжаются чиновники, превратив его в синекуру для «своих». Просто из
отчёта следует, что годовая выручка фирмы не превышает
77
млн. руб. Между тем, зная стоимость аренды выставочных площадей и
количество участников, заплативших регистрационные сборы (полный список
их в каталогах выставок) вполне можно прикинуть, что только по этим
статьям выручка «Тюменской ярмарки» превысит
150 миллионов. Специалисты же оценивают потенциал предприятия в
500 млн.
руб. годовой выручки. В любом случае факт налицо: десятки миллионов
рублей проходят мимо кассы и оседают в чьих-то карманах. Для того, чтобы
это установить, не надо проводить никаких сложных оперативных
мероприятий, достаточно просто полистать
официальные отчёты и каталоги.
Почему прокуратура не проявляет интереса к явному воровству, понятно, ведь директор АО
Эдуард Бакиев
– шестёрка губернатора Якушева, они вместе в ВУЗе учились, потом вместе
рейдерством занимались, так что эта гнида неприкасаемая, может воровать
хоть миллиардами, «государево око» в отношении него всегда зажмурено. Я
этот пример привёл лишь затем, чтобы показать, что раскрыть хищение в
особо крупном размере можно за полдня, но лишь в том случае, если есть
доступ к информации. Кто владеет информацией – тот и имеет власть.
А теперь представьте, что в открытом доступе появился весь массив
документов, касающийся расходования бюджетных средств. Мне, например,
очень интересно узнать, кто конкретно украл
575
миллионов, отпущенных из федерального и областного бюджета на
строительство второй очереди тюменского технопарка? Первую очередь
«построили» очень даже «эффективно» – разогнали детские творческие
коллективы из ДК «Геолог», сделали там евроремонт, повесили вывеску на
английском языке и отчитались, что «инновационный кластер экономики» в
Тюменской области создан. А вот со второй очередью технопарка всё
гораздо мутнее. Всё, что есть – вот
эта картинка, и бодрые отчёты, что строительство начато, идёт, будет продолжено в следующем году и завершено в 2012 г. Ага, завершили…
На месте технопарка с яхтклубом, гостиницами, университетом и библиотекой
до сих пор камыши шумят. Главный менеджер проекта заместитель губернатора
Серёга Дегтярь повышен – он теперь федеральный инспектор по Тюменской области, зорко следит, чтобы чиновники исправно работали, ога, ога.
Кстати, случай с технопарком примечателен тем, что украсть умудрились дважды – сначала украли упомянутые
575
млн. руб., а потом, когда Счётная палата РФ установила, что денежки
слямзили, а ничего не сделали, чиновники, не долго думая, слямзили из
текущего бюджета области 261 млн. руб. и вернули их в федеральную казну.
На выходе, как я и сказал, только футуристическая картинка, да и ту из
клипарта выдернули. Но это всего лишь
информация из открытых источников – то, что чиновники не боятся публиковать, а куда утекли денежки, я вам смогу рассказать только тогда, когда возглавлю
тюменскую ВЧК.
А вот, ежели б весь документооборот областного правительства имелся в
открытом доступе, вопрос был бы прояснён за пару часов. Не родился ещё
такой коррупционер, который бы смог так замести следы, чтоб я его не
раскусил.
Но информация только тогда власть, когда ею можно распорядиться.
Сейчас я, зная массу подробностей о многомиллиардном воровстве
чиновников, даже имея на руках копии документов, изобличающих воровство,
ничего не могу сделать, поскольку менты, гэбня, и прокурорская шваль не
борются с коррупцией, а
кормятся с неё (как – описано
выше). Поэтому, даже получив от меня ценную информацию, они вежливо меня
поблагодарят, и тут же отправятся к Якушеву, Дегтярю или Бакиеву
ставить их на бабки. Тем, соответственно, придётся воровать ещё больше,
но правоохранительные пидорасы отнесутся к этому с пониманием, ведь
чиновники воруют для того, чтобы поделиться с ними. А мне они пришлют
отписочку, что по моему заявлению проведена проверка, факты не
подтвердились. У меня этими мусорскими отписками можно стены оклеивать
вместо обоев
Так вот, я,
как товарищ Сталин, решаю вопрос с
гражданской активностью радикально – закрепляю за гражданами право на
возбуждение уголовного дела в отношении чиновников. То есть любой
гражданин может собрать доказательства преступлений, совершаемых
чиновником и потребовать, чтобы прокуратура провела следствие по всей
форме. Поскольку весь документооборот ведётся в электронной форме, то я,
товарищ Сталин, могу за пять минут получить статистику, сколько жители
Мухосранской губернии возбудили уголовных дел в отношении чиновников, и
сколько из них прокуратура смогла довести до суда. Если мало – гнать
прокурора в шею!
А ещё очень важным показателем будет отношение уголовных дел,
возбуждённых по заявлениям граждан в отношении чиновников, к уголовным
делам, инициированным на основании прокурорских проверок. Если вторых
меньше, чем первых – гнать прокурора в шею, поскольку он пассивно
работает. Заодно неплохо бы сделать так, чтобы менты и прокуроры
конкурировали между собой…
Читать статью полностью…
Комментариев нет:
Отправить комментарий