Конечно, все «знают», что Индия – страна высокой духовности, все
индусы занимаются религиозными практиками, что Индия – страна без
проблем и рай для туристов. В последнее время к созданию такого
сусального образа Индии приложили лапу и многочисленные турфирмы,
рекламирующие свои туры и программы. Ача Баба всегда писал во всех своих
материалах на этом сайте, что
поездка в Индию – это большой труд.
Труд преодоления многочисленных объективных препятствий, с которыми
путешественники сталкиваются в поездке по этой непростой стране, и
внутренний труд, работа души и сознания, которые должны принимать самые
неожиданные вызовы этой феерической и непостижимой реальности имя
которой –
ИНДИЯ. Эта реальность может быть радостью и
весёлым приключением, а может обернуться настоящим адом, кошмаром хаоса и
неустроенности. В конечном счёте, многое зависит от вас самих.
Вашему вниманию предлагаются очень резкие заметки
Скво и
Бодхи.
Ребята две зимы подряд провели в Индии и поделились с нами своим
видением мрачных сторон индийской реальности. Ача Баба познакомился со
Скво в Дхарамсале – она тогда находилась в самом начале своего первого
путешествия и была полна энтузиазма. Ача Бабе понравилось в их рассказах
то, что они лишены задолбавшей всех, так называемой, политкорректности –
всё очень прямо и без пощады. Оценки, обобщения и выводы естественно субъективны. Итак, содрогнитесь!!!
Другие статьи Скво на нашем сайте – «
Скво снова в Индии», «Индийский поезд»
Одной иллюзией меньше...
Статья Скво
В течение нескольких лет у меня была
мечта – уехать в Индию.
Это была моя самая заветная мечта. Индия в моём представлении была
такой страной, в которую стоит только попасть, как сразу же
просветлеешь. Мудрецы, йоги, мистики, – почти все они жили в Индии.
Таинственные Гималаи и океанские просторы манили меня, и я была готова
покинуть европейскую цивилизацию навсегда и жить в Индии, вдали от
людей, в небольшом простом доме, заниматься йогой и медитировать под
руководством просветлённого учителя, которого я не могла не встретить в
Индии, – я верила в это безоговорочно. И вот мечта сбылась, – я в Индии.
Атмосфера
Две недели мне потребовалось для того, чтобы привыкнуть к тому, что
надо непрерывно обходить помои и навозные кучи (человеческого и
животного происхождения).
Индия – чудовищно грязная страна.
И даже в горах, в тех самых священных Гималаях, ниже 3000 метров –
нередко можно встретить многолетнюю помойку. Индусы просто сбрасывают
мусор с гор, и он покрывает гору метров эдак на 20-30 вниз сплошным
зловонным ковром. И даже выше 3000 метров то здесь, то там валяются
пластиковые бутылки, пакеты – такой мусор, который будет там ещё годами.
И никому нет до этого дела. Борцы за экологию так и остаются
распространителями листовок с призывами «Сохраним природу в её
первозданной красоте», а
на деле ничего не меняется – с каждым годом мусор всё плотнее и плотнее покрывает Индию.
Большие города в Индии – это
самый настоящий ад. Это
не преувеличение, это правда. Толпы грязных людей, лишайных собак,
коров, почерневшие от копоти и влажности полуразрушенные дома,
бесконечные пробки на дорогах, транспорт без глушителей, смог, жара,
мошкара, изуродованные тела нищих, тянущих к тебе руки, жёсткое
психическое давление рикш и владельцев турагентств. Шум стоит
невообразимый, – такое впечатление, что
все индусы постоянно что-то кричат.
Даже когда они разговаривают друг с другом, они говорят очень громко, а
уж если они что-то продают, то хочется заткнуть уши, – настолько
неприятны для слуха вибрации тех звуков, которые они издают, чтобы
привлечь внимание.
Пожалуй, самым ярким примером индийского ада является
Варанаси – священный для индуистов город на берегу Ганги. Несчастная Ганга здесь похожа на мутный канализационный поток. Вдоль всей набережной с утра до вечера индусы
сливают в Гангу все отходы своей жизнедеятельности. Здесь
омывают трупы
и пепел от них бросают в реку, а то и просто трупы, – есть категории
людей, не подлежащих кремации, их кладут на бамбуковые носилки и
отправляют в плавание по реке. Во время лодочного тура нередко можно
увидеть мёртвое тело, дрейфующее по священной реке. Здесь же стирают
бельё, моются, чистят зубы, купают детей. В реку сливают канализацию, и
из неё же берут воду для приготовления еды. Сам город – это месиво шума, смога, грязи и жары.
Небольшие города чуть менее шумные, но суть нисколько не меняется.
Все индийские провинциальные города, за очень редким исключением, на
одно лицо и
жить там невозможно. Еда совершенно
непригодна для употребления, – чудовищное количество острых специй
напрочь заглушает вкус любой еды. Ешь ты курицу, или рис, или овощи –
совершенно невозможно отличить одно от другого.
Нормы санитарии попросту игнорируются,
так что еда, не прошедшая термическую обработку, может быть смертельно
опасна. О привычных продуктах можно только мечтать, – в Индии нет
супермаркетов.
Есть места, которые пользуются популярностью у иностранных туристов
(количество таких мест не так уж велико – 10-15), и там есть специальные
районы для иностранцев. Они спокойнее, чище, там есть неплохие кафе с
европейской кухней. Но и они отравлены грязью, нищими, разрухой,
болезненным вниманием к тебе, – всей той индийской атмосферой, от
которой
невозможно никуда спрятаться.
Единственное место в Индии, где, на мой взгляд, можно спокойно пожить
какое-то время – это Дарамсала. Тибетцы – это единственное явление в
Индии, которое вызывает у меня искреннюю симпатию. Я воспринимаю
тибетцев, как удивительное явление природы. Они самодостаточны и
незаметны. Я ни разу не видела тибетца, который бы куда-то меня зазывал,
пытался хоть как-то привлечь моё внимание. Крайне приятно видеть людей,
которые сосредоточены на своей жизни. Их лица всегда выражают
дружелюбие и спокойствие. Ни разу мне не приходилось наблюдать у
тибетцев проявления таких негативных эмоций, как раздражение, агрессия,
ненависть, нетерпение, жадность.
Поиск истины
Я честно пыталась найти в Индии людей, стремящихся к истине.
Бесчисленные садху, так называемые, святые, не вызывали у меня никакой
симпатии.
Все они похотливо и жадно пялились на меня,
точно так же, как и все остальные индусы. Многие из них непрерывно
употребляют наркотики, называя свою наркозависимость поклонением Богу.
Глаза их не выражают ничего, – никакого стремления.
Я уверена, что подавляющее большинство из них –
это самые обычные нищие,
которые таким образом зарабатывают себе на жизнь. В Индии выгодно быть
садху, – подать милостыню святому человеку означает заработать хорошую
карму. А почти все индусы очень религиозны. Но религиозность их не
вызывает никакой симпатии – они просто слепо исполняют множественные
ритуалы, которые, возможно, когда-то и имели какой-то смысл, но с веками
превратились в выражение инфантильности и тупости.
Они поклоняются куклам! И не дай бог ты подойдёшь к этой кукле, не сняв обуви. Куклы в Индии – на каждом шагу, и толпы людей приходят им поклоняться.
Мне посчастливилось пообщаться с несколькими людьми, которых называли
йогами и мастерами. Это были самые обычные, омрачённые люди, которые
знали мантры, янтры, веды, асаны и пр., и с помощью этих знаний они
обманывали людей,
которые приходили к ним «учиться». Они хотят заработать денег, и ведут
точно так же, как любые другие коммерсанты – разбрасывают рекламные
листовки, зазывают прохожих иностранцев в храмы и ашрамы, вешают плакаты
и вывески.
Некоторые из них не могут зарабатывать деньги таким путём, в силу
занимаемой должности. Например, я наблюдала за главным пандитом
известного ашрама в Ришикеше во время ритуальной церемонии, на которую
ежедневно приходит достаточно большое количество и индуистов, и
туристов. Он вёл себя в точности так, как вёл бы себя хозяин большого
дома, устроившего светскую вечеринку. Его внешность была очень яркой,
бросающейся в глаза. Голливудская улыбка не сходила с его лица, он ходил
между «гостей» и получал огромное удовольствие от того, что все
обращают на него внимание, что все стараются поймать его взгляд,
получить его улыбку.
Когда я подошла к нему и спросила, есть у него реальные результаты в
борьбе за свободу, он попросил меня придти на следующий день, чтобы
принять участие в очередной религиозной церемонии. В нём не было ни
капли искренности, он не мог просто послать меня куда подальше, и выбрал
такую вот форму ухода от ответа.
Я не знаю, – может быть где-нибудь в горах и пещерах Индии есть настоящие искатели истины, но
мои поиски ни к чему не привели. На мой взгляд, в настоящее время просветление в Индии – всего лишь слово,
обёртка самой обычной коммерции
и получения впечатлений. 5 тысяч лет назад, когда создавались Веды,
наверное, всё было по-другому, но сегодня Индия вызывает отторжение
своей инфантильной религиозностью и коммерциализацией всего, что связано
с темой просветления.
Когда я перестала искать учителей и мастеров, я хотела
путешествовать, чтобы созерцать природу. Но это тоже оказалось
невозможным. В один прекрасный день путешествие по Индии перестаёт быть
приятным и интересным времяпровождением. Причина этого в том, что
находиться в обществе индусов – это испытание не для слабонервных.
Если первое время удаётся не обращать на них внимание, получать
впечатления от новой культуры, новых знакомств, новой информации, то в
один прекрасный день выносить общество индусов становится невозможно.
Каждый раз, когда я выхожу на улицу, я знаю, что это не будет
приятной, непринуждённой прогулкой, это будет непрерывной борьбой за
свободное пространство, за право быть наедине с самим собой. Абсолютно
каждый индус обращает на тебя внимание.
Каждый из них что-то хочет от тебя.
Сексуальное внимание
Это совсем не то внимание, которое обращают на симпатичную девушку где-нибудь в Европе. Это
тяжёлое, болезненное внимание.
Когда я прохожу мимо индусов, и все они смотрят на меня в упор, у меня
каждый раз возникает такое ощущение, что я попала в джунгли и встретила
на пути огромных человекообразных горилл, которые тут же обратили на
меня внимание, и я не знаю, что они хотят от меня. Я не испытываю страха
перед ними – я знаю, что они трусливы, и даже если у них есть огромное
желание наброситься на меня, они не сделают этого потому, что чувствуют
себя людьми второго сорта, бесправными по сравнению со мной. Я не ощущаю
в них агрессии, но от этого ничего не меняется.
Есть ещё один тип сексуального внимания, который не так мрачен, как
первый, но так назойлив, что хочется взять палку и отогнать от себя
крикливых мартышек.
Суть этого внимания заключается в том, что какой-нибудь индус просто
прилипает к тебе, непрерывно улыбаясь и извиняясь, умоляя тебя
сфотографироваться с ним, поговорить с ним, посмотреть на него. Никакие
вежливые формы отказа, как правило, ничего не меняют. И только жёсткая и
довольно грубая позиция может остановить
прилипал. Я
думаю, что это вид самой настоящей мании – именно так выглядят
прилипалы. Они похожи на наркоманов, которые за то, чтобы получить кайф,
готовы пойти на любые унижения.
А какими же ещё могут быть мужчины в стране, где на улице мужчинам и
женщинам запрещено держаться за руки (не говоря уже чём-то большем!), из
всех фильмов тщательно вырезаются все, хоть сколько-нибудь эротические
сцены, женщины купаются в сари и безупречно маскируют все части тела,
которые могут хоть как-то привлечь внимание мужчин?
Это болезненное сексуальное внимание, ежедневно и непрерывно
бомбардирующее меня, где бы я ни оказалась, отравляет моё тело. Можно
идти по помойке и успешно заниматься практикой, но в один прекрасный
день тело не выдержит грязи и вони, отравится и начнёт болеть.
Внимание продавцов
В Индии очень мало мест, где продавцы спокойно и мирно сидят в своих магазинах и ждут покупателей. Обычно они
невыносимо навязчивы,
– они кричат из своих магазинов, они чуть ли не хватают за руки. Не дай
бог, ты посмотришь в их сторону или попробуешь объяснить, что тебе
ничего не надо в их магазине, – это неизбежно повлечёт за собой ещё
более настойчивое психическое давление. Я выбрала для себя жёсткую позицию – я не смотрю в их сторону, я никак не реагирую на их приветствия, крики, зазывания.
Но разве это жизнь
– идёшь по улице, вся улица тебе что-то кричит, ты не можешь свободно
смотреть по сторонам, чтобы не встретиться взглядом с орущими продавцами
и не вызвать ещё больше криков и просьб?
Особое внимание хочу уделить
бродячим продавцам, –
это явление может окончательно превратить отдых в кошмар. Я уже привыкла
к тому, что они могут идти за мной по улице и совать мне в лицо свои
товары. Я не обращаю на них внимание, и если продавец не отстаёт через
2-3 метра, я прошу его убраться с моей дороги короткой и резкой фразой
«Отойди от меня».
Но я никак не могу привыкнуть к тому, что, когда я сижу в открытом
ресторане и ем, продавец может стоять рядом, не обращая внимание ни на
что, и настойчиво предлагать мне купить его товар. Я не могу привыкнуть к
тому, что я лежу на пляже, и каждые 10 минут ко мне подходит продавец и
требует, чтобы я открыла глаза и посмотрела его товары. Если я молчу,
он не отходит. Я могу отогнать его опять же жёсткой фразой,
но разве возможно это вынести – вместо того, чтобы получать удовольствие от солнца и океана, быть постоянно наготове дать отпор, проявить резкость, грубость?
Этим людям всё равно, что ты о них думаешь, и если ты отогнал его
сегодня, он неизбежно придёт завтра, послезавтра, через неделю. Он будет
приходить каждый день. И
это делает отдых невыносимым.
Внимание прохожих
Индусы воспринимают иностранцев, как... ну не знаю кого. Приведу для
примера показательную историю, которую мне рассказал один австралиец.
Один вполне обеспеченный и даже зажиточный индус увидел, что тот
выбрасывает использованные пальчиковые батарейки и умолял его отдать их
ему. Австралиец был крайне удивлён – зачем могут понадобиться
неработающие батарейки? Индус сказал ему, что для него является ценным
то, что
эти батарейки – с Запада.
Очень часто мне приходилось наблюдать, что какой-нибудь индус
подходит к мужчине, протягивает руку, задаёт вопросы (набор вопросов
всегда одинаков – откуда вы? Первый раз в Индии? Где были уже?). Причём
кроме этих фраз они зачастую не знают больше ничего на английском,
поэтому суть общения сводится к тому, что тебя используют в качестве
получения впечатлений, реализации своей мании – потрогать белого
человека, обратить на себя внимание белого человека, неважно какого,
главное – иностранца. Дети, как заведённые, просят шоколадки, рупии,
часы, очки, – всё что угодно. Это автоматическая реакция при виде
иностранца –
использовать всеми возможными путями и методами.
Нищие
Они
зачастую не похожи на людей. Когда я смотрю им в
глаза, я не ощущаю ничего, что могло быть свидетельствовать о знакомых
мне человеческих проявлениях – эмоциях, мыслях, желаниях. Кажется, у них
только одно восприятие – «надо просить денег». Это даже не желание, я
не знаю, что это такое. Это
форма жизни одноклеточного существа,
которое каким-то непостижимым образом оказалось в теле, напоминающем
человеческое. Они не говорят по-английски, поэтому разговоры с ними
абсолютно бессмысленны. Их можно отогнать только резким криком, чтобы
они могли ощутить угрозу их до безобразия примитивному существованию.
Эпилог
Индия – красивая страна. Но то, что сделали с ней индусы, – это невозможно передать никакими словами. Они
изуродовали всё,
до чего смогли дотянуться. Века потребуются на то, чтобы уничтожить всю
ту грязь, в которой утопает Индия. Века – на то, чтобы эти люди смогли
достичь того ментального и психического уровня, на котором сейчас
находится обычный европеец.
Атмосфера, царящая здесь, не может не отравлять любого человека, в
ком есть хоть какая-то ясность и свободолюбие. Что касается меня, то
я больше никогда не приеду в Индию. Мечта о сказочной стране не воплотилась ни на дюйм. Ну что ж, одной иллюзией стало меньше.
Индия – центр духовности мира
Статья Бодхи
Думаю, что многие «знают», что Индия – это страна, в которой люди
занимаются йогой, духовным поиском, медитацией. Они также «знают», что
индусы настолько поглощены своим духовным поиском, что пренебрегают
цивилизацией, и поэтому живут не очень хорошо в материальном смысле. Со
словом Индия связана какая-то загадка, какой-то романтический туман. Для
некоторых людей Индия олицетворяет их надежду, поскольку именно там – в
Индии – есть истина и истинная духовность.
К сожалению,
на самом деле дела обстоят не так. В
этом коротком эссе я приведу некоторые мысли и наблюдения, частично
противоречащие существующему романтическому ореолу Индии. Я знаю теперь,
пожив тут достаточно, что многие путешественники по Индии в своих
рассказах бывают слишком необъективны. Кто-то начинает петь дифирамбы,
закрывая глаза на реальность и принимая желаемое за действительное, а
кто-то начинает сочинять какие-то уж совершенно явные небылицы, чтобы
приукрасить свой рассказ. Я в своём рассказе буду полностью объективен в
том, что будет касаться каких-то конкретных событий, свидетелем которых
я стал, а что касается выводов – тут, конечно, всегда будет
субъективность.
Расовая дискриминация
Или попросту «расизм».
Индия – страна узаконенной расовой дискриминации в отношении иностранцев.
Да-да, именно в отношении иностранцев. И именно узаконенной. В
фотогалерее, посвящённой Варанаси, я разместил фотографию
правительственной инструкции, где чёрным по белому написано, что индусы
должны платить за посещение архитектурных памятников определённого
класса
5 рупий, а иностранцы –
100
рупий. Это постановление было опубликовано в центральной печати Индии,
так что никто и не скрывает этого факта. Любопытно также на билетах
видеть надпись: «Билет для иностранцев». В Индии очень часто, если не
вообще везде, белый человек должен платить во много раз больше, чем
индус. Мне стало интересно – как сами индусы относятся к этому факту, и я
решил поспрашивать их.
В офисе платного парка в Варанаси я обратился к начальнику и сказал,
что я считаю себя оскорблённым, что это нарушение международного
законодательства и обычного человеческого морального кодекса. Тот, к
моему удивлению, не только не высказал никакой агрессии и вообще никаких
негативных эмоций в мой адрес, но наоборот – согласился со мной, и даже
дал мне адрес министерства в Нью-Дели, откуда и вышла эта инструкция.
Обычные индусы начинают хихикать и смущаться, когда им говоришь о том,
что в Индии принята расовая дискриминация в отношении иностранцев,
потому что белые часто должны платить больше, но сказать ничего
осмысленного они либо не могут, либо не хотят, впрочем, как и по многим
другим вопросам, требующим размышления и формирования своей позиции.
Кстати, в России существует такая же расовая дискриминация в
отношении иностранцев. Посещение многих музеев, цены на размещение в
гостиницах намного выше для иностранцев, чем для русских…
Сексуальные домогательства
Путешествие по Индии для белой женщины может превратиться в
кошмар.
В популярном курорте Гоа нередки обращения белых женщин в полицию с
сообщением об изнасиловании. На чрезвычайно переполненных улицах
индийских городов индийские мужчины и юноши будут всячески стараться
коснуться как бы невзначай любой части тела белой женщины, вплоть до
откровенных хватаний за попку и прочие части тела. Увернуться
практически невозможно – толпа очень плотная, и индусов слишком много –
ото всех не увернёшься.
Если попробовать догнать такого индуса и дать ему по шее, что я и сделал в одной из таких ситуаций, то столкнёшься с
яркой и неприкрытой ненавистью,
причём реакция окружающего тебя общества непредсказуема – одни начнут
неожиданно горячо и многословно извиняться за такое поведение их
соплеменника, предлагать помощь, защиту, просить забыть об этом позорном
факте и не обижаться на Индию и индусов, а другие могут накинуться на
тебя как дикие животные. Поскольку вторые всегда активнее первых, то в
целом можно признать опасной попытку защитить белую женщину от
домогательств...
Читать статью полностью…
Комментариев нет:
Отправить комментарий