Поиск по этому блогу

пятница, 11 мая 2012 г.

Как работал Генри Форд

 
Новости
Олег Ларин, 12 мая 2012
Как работал Генри Форд Если человек, занимающийся бизнесом, обладает нужными знаниями и думает головой, то успех ему обеспечен. В то же время, он должен понимать, что социальные паразиты постараются как можно быстрее его ограбить, раздеть до нитки...

Как работал Генри Форд
Авторы – Сергей Дорошенко, Галина Самарина
Введение
Данный материал представлен на основании исследовательского труда учённых экономистов Российской Федерации г-на Дорошенко Сергея Евгеньевича и г-жи Самариной Галины Петровны, руководителей фонда «Ноосфера», которые на примере практической деятельности известного американского магната Генри Форда, научного анализа мировой экономики, предвидели мировой финансово-экономический кризис его последствия и доступным языком объяснили его причины и методы по достойному выходу из него. Одновременно, впервые, они обосновали необходимость создания и укрепления трёх составных экономической и социальной стабильности общества: государства, бизнеса и профсоюзов. В данной брошюре мы постараемся представить Вашему вниманию суть доводов российских учённых и предложить паритетный диалог по поиску выхода из экономического кризиса, ликвидации бедности, как основного прока нашего общества…
Несколько слов о Человеке Дела
Генри Форд, (1863-1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру. Его лозунгом было «автомобиль для всех» – завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день. Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда.
Генри Форд любил говорить: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни». Он впервые осознал необходимость повернуться лицом к труду. Говоря о своём успехе, он скромно заметил: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека, и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».
Проблемы мотивации труда персонала и Генри Форд
Г. Форд, будучи всего лишь руководителем компании, а не профессиональным экономистом, впервые на практике выяснил, что оплата труда является главным, основным фактором в отличие от капитала, технологий, инвестиций, определяющим развитие экономики, ВВП, предприятий всех отраслей экономики через их прямые и латентные связи и всей социально-экономической системы государства.
Обратите внимание, ещё столетие назад Г. Форд открыл и доказал на практике то, что никак не могут понять экономисты либерального, монетарно-виртуального толка. Именно труд, оплата труда, внешняя и внутренняя мотивация персонала определяет монетарно-фискальную политику в государстве, а не наоборот. По его мнению, в реальной экономике роль банков, инвестиций, капитала, по сравнению с оплатой труда персонала, ничтожна. Он утверждал, что если этого не понимать, то кризисы, революции, войны неизбежны.
Для этого обратимся к книге одного из основателей современной американской экономики Г. Форду («Моя жизнь, мои достижения»). Попытаемся отобразить социально-экономическую политику Г. Форда и его концепцию трудовой мотивации персонала в период расцвета деятельности его предприятий. С этой целью рассмотрим динамику основных экономических показателей автомобильных заводов Форда за период 1910-1921 г.г.
Как видно из Рис. 1.1., за исследуемый период 1910-1921 г.г. Г.Форд снизил средние цены на свои автомобили (учтены цены на другие транспортные средства) с 950 до 387,5 долл. США, т.е. в 2,5 раза. Такое снижение цен естественно привело к росту совокупного спроса на автомобили Г. Форда, что позволило ему увеличить выпуск автомобилей с 19 до 1250 тыс. шт. в год, т.е. в 67 раз. При этом объём реализации вырос с 17,7 до 484,4 млн. долл. США или более чем в 27 раз.
Таких успехов, по мнению Г. Форда, он достиг не из-за широкого внедрения конвейерной технологии, всеобщей механизации труда, при которой «…никто из наших людей не переутомляется на работе», а реализации его главной цели «…уделять максимум внимания заработной плате, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность».
По его мнению: «…Решение вопроса о заработной плате устраняет девять десятых проблем, а техника разрешает остальные», но не наоборот: «…Предприятие, которое скверно платит, всегда неустойчиво».
Им впервые были заложены практические основы теории трудовой мотивации, которую в дальнейшем развили Питирим Сорокин и А. Маслоу. Он пишет, что, когда «…мы в состоянии давать высокую оплату» персоналу на своих предприятиях, то «…этим выбрасывается много денег, которые содействуют обогащению лавочников, торговых посредников, фабрикантов и рабочих других отраслей, а их благосостояние окажет влияние и на наш сбыт. Высокое повсеместное вознаграждение равносильно росту всеобщего благосостояния…»
Или в соответствии с экономической теорией, приводит к увеличению совокупного спроса и росту ВВП. Г. Форд впервые озвучил, что рост оплаты труда на его заводах напрямую развивает всю экономику и инфраструктуру страны, в частности, оптовую и розничную торговлю, сельское хозяйство, строительство, промышленность, финансово-инвестиционную систему. Это обеспечивает устойчивое функционирование всех государственных институтов.
Что же сделал Г. Форд для персонала, что позволило резко поднять трудовую мотивацию, и, как следствие, значительно повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции и добиться потрясающих успехов на его заводах? Для этого ещё раз обратим внимание на Рис. 1.1. роста динамики выпуска автомобилей. Как видно из Рис. 1.1., более высокий темп роста выпуска автомобилей наметился, начиная с 1913-1914 г.г. Спад производства автомобилей в 1917-1919 г.г. был связан с выполнением военных заказов для правительства США.
Всё очень просто. Он поднял минимальную оплату труда на своих заводах в 5 раз по сравнению с другими отраслями американской экономики. Чтобы понять, сколь высока была эта минимальная оплата труда, приведём простой пример. Любой сотрудник, только поступив к Г.Форду на работу и получив всего лишь минимальную оплату труда в 1914-1916 г.г., мог за 3 месяца работы приобрести его знаменитый автомобиль модели «T». Одновременно с повышением оплаты труда он сократил рабочий день с десяти до восьми часов, а рабочую неделю до 48 рабочих часов.
Каждый работник Г. Форда получал не только заработную плату, но и свою долю прибыли. Те же из них, кто, благодаря росту сбережений, что является прямым следствием роста оплаты труда, вкладывали их в акции предприятий Г.Форда, имели ещё более высокие доходы.
Рассмотрим ещё один важный социально-экономический фактор деятельности любого предприятия – текучесть кадров – также влияющий на затраты. Г. Форд отмечает, что, благодаря повышению оплаты труда, были значительно уменьшены затраты, связанные с текучестью кадров.
Так, в 1914 году, когда вступил в действие первый единый социально-экономический план развития коллектива «…у нас было 14000 служащих, при такой численности раньше текучесть кадров ежегодно составила бы около 50 тыс. человек… В 1915 году мы должны были нанять только 6508 человек, и большинство из них было приглашено потому, что наше предприятие расширилось. При старом движении рабочего состава и наших новых потребностях мы были бы теперь вынуждены ежегодно нанимать около 200 000, что было бы почти невозможно…»
При этом он обращает внимание и на другие сопутствующие социально-экономические факторы, такие как затраты на обучение и адаптацию новых сотрудников. В частности, он пишет: «…Даже при исключительно кратком учебном времени, которое необходимо для изучения почти всех наших операций, всё-таки было бы невозможно ежедневно, еженедельно или ежемесячно нанимать новый персонал. Ибо, хотя наши рабочие, по большей части, через два, три дня в состоянии уже выполнять удовлетворительную работу в удовлетворительном темпе – они всё-таки только после годичного опыта работают лучше, чем вначале…»
Подведём итоги. Г. Форд впервые ввёл мотивационный критерий, по которому он оценивал интегральный фактор труда в размере 90%, организационно-технологический фактор – всего в размере 10%. Трудовой фактор, внешнюю и внутреннюю мотивацию персонала он развивал в следующих направлениях.
Во-первых, с помощью высокой минимальной оплаты труда, что позволяло каждому члену коллектива заинтересованно трудиться на своём рабочем месте.
Во-вторых, для повышения мотивации персонала в результатах деятельности всей компании в целом им с 1900 г. была введена оплата труда, как доля участия каждого работника в доходах всей компании.
В-третьих, он стимулировал работников вкладывать свои сбережения в производство через покупку акций или прямого кредитования заводов Г. Форда.
В-четвёртых, впервые заложил основы в будущем знаменитых японских кружков качества.
В-пятых, экономически стимулировал рационализаторское движение и инициативу каждого члена коллектива не только на своём рабочем месте, но и поощрял прямые контакты любого работника и менеджеров высшего звена, минуя промежуточные звенья.
В-шестых, экономически поощрял освоение смежных профессий и карьерный рост.
В-седьмых, экономически стимулировал профессиональный рост и ротацию персонала.
В-восьмых, он уровнял оплату труда инвалидов и здоровых людей.
В-девятых, учитывая, что минимальная оплата труда позволяла работнику (мужчине) безболезненно содержать семью, он экономически стимулировал добровольное увольнение жён работников, чтобы они больше времени посвящали семье и детям.
В-десятых, он ввёл медицинское обслуживание, и социальное, пенсионное страхование на случай получения производственной травмы или увечий.
В-одиннадцатых, Г. Форд экономически стимулировал не только обучение смежным профессиям каждого сотрудника, но и учёбу в школе, колледже.
В-двенадцатых, он впервые, задолго до японцев, ввёл принцип для поставщиков «поставка точно в срок». Озвучим его подход: «Если бы транспорт был совершенно реорганизован, так что можно было бы рассчитывать на равномерный подвоз материалов, было бы вообще излишне обременять себя складом».
Глубокое понимание роли трудовой мотивации позволило Г. Форду, впервые в мире в 1910-1913 г.г. разработать пятилетний план социально-экономического развития коллектива всей компании, который вступил в силу 12 января 1914 г. Объясняя необходимость данного плана, Г. Форд пишет, что мы ввели этот план не потому, что решили заботиться о своём персонале «устраивая раздачу благ», а потому что «высокие ставки (оплата труда) являются самым выгодным деловым принципом». Мало того он акцентирует внимание читателя книги не на своих организационно-технологических разработках, а именно на высокой оплате труда, что, по его мнению, является единственно самым выгодным. Он считал, что главной его заслугой являются не разработанные им конвейерные технологии, а проводимая компанией политика высоких доходов и заработной платы.
Он предвосхитил и заложил практические основы теории человеческого капитала, разработанные позже нобелевскими лауреатами Теодором В.Шульцем и Гэри Беккером. Именно это открытие сделало его одним из самых богатых людей в мире.
В его книге красной нитью проходит мысль, почему другие предприниматели не могут понять эту простую истину о том, что, только делясь доходами со своим персоналом, можно обогатиться. В основу плана были положены личные интересы каждого работника компании. Практически, по мнению большинства американцев, Г. Форд заложил социально-экономические основы нынешней Америки. Если цены на товары выше, чем доходы народа, то нужно приспособить цены к доходам. Обычно, цикл деловой жизни начинается процессом производства, чтобы окончиться потреблением. Но когда потребитель не хочет покупать того, что продаёт производитель, или у него не хватает денег, производитель взваливает вину на потребителя и утверждает, что дела идут плохо, не сознавая, что он, своими жалобами, запрягает лошадей позади телеги.
Следует уточнить, что Г. Форд понимал под доходами домашних хозяйств. Это не только заработная плата персонала, но по Г. Форду это и «…участие в прибыли…» персонала, которое впервые им было введено ещё в 1900 г., а также социальные выплаты, доходы, полученные персоналом от вложений сбережений в акции компании Г. Форда.
Он прекрасно разбирался в том, что рост сбережений сотрудников компаний, низкие цены на автомобили, их высокое качество, реализуют его политику: «…Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику». Всё это позволяло ему через созданные им кредитные товарищества привлечь недорогие по тем временам кредиты и инвестиции. Тем самым, он на практике доказал задолго до Дж.М. Кейнса его теоретические выкладки, изложенные в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936, рус. пер. 1948).
Г. Форд понимал, что: «При… низкой заработной плате нельзя достичь сбережений. Понижение заработной платы – глупая финансовая политика, ибо одновременно с этим понижается и покупательная способность…» Практически он вывел экономическую зависимость: высокая оплата труда повышает совокупный спрос и сбережения, которые увеличивают инвестиции и снижают их стоимость, что в свою очередь позволяет ещё более снизить цены на продукцию, стимулируя дальнейший спрос и т.д.
Рост объёма продаж был достигнут уже практически на второй год (1915 г.) после принятия первого пятилетнего социально-экономического плана развития коллектива. Обратите внимание, он опередил всех на десятилетия. Привлечение недорогих инвестиций и кредитов позволило ему ещё более снизить производственные затраты и понизить цены на автомобили, стимулируя дальнейший рост совокупного спроса.
Г. Форд в книге доказывает, что единственными источниками инфляции являлись безудержная денежно-кредитная эмиссия ФРС, правительства, незаконное кредитование финансовой системы и банков, поощрение спекулятивной деятельности и спекулятивно-финансовых пирамид. Только великая депрессия и банковские каникулы заставили общество задуматься и законодательно запретить данную деятельность власти, ФРС и бизнесу.
По нашему мнению, жёсткие высказывания Г. Форда в отношении спекулянтов справедливы: «…Спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами – она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства…»
Ещё более критично он оценивает деятельность банкиров, ФРС, правительства и законодателей США: «Помощь придёт не из Вашингтона, а от нас самих… Мы можем помочь правительству, а не правительство нам. Обещания ничего не стоят правительству, но реализовать их оно не в состоянии. Правда, правительства могут жонглировать валютой, как они это делали в Европе.
До тех пор, пока мы ждём от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растёт бедность и умножаются привилегии… Правительство – только слуга народа, и всегда должно таковым оставаться. Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и бесчеловечно…»
Именно правительство США и ФРС через своих финансовых спекулянтов и банкиров инспирировали инфляционные процессы не только в Америке, но и во всех европейских странах после первой мировой войны. В частности, он пишет: «…Могущество банков за последние 15-20 лет, в особенности со времени войны, очень возросло, так как Федеральная Резервная Система предоставляла им незаконный… неограниченный кредит».
Г.Форд критикует всю спекулятивно-финансовую систему США: «…Поэтому, не является ли тот факт, что владыки кредита достигли за последнее время огромной власти, симптомом, что в нашей финансовой системе что-то гнило… финансовая система, по которой мы работаем, вовсе не самая лучшая…»
Всё это, в конечном счёте, привело в 1929 г. к жесточайшему мировому экономическому кризису, который продолжался до середины 1933 г. и до основания потряс всю мировую экономическую систему. Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 г. в 32 капиталистических странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США – 14 млн. чел.
К сожалению, позиция Г.Форда так и не была принята правительством и бизнесом. После второй мировой войны только за три десятилетия экономические кризисы (не учитывая их последующую регулярность) повторялись в США шесть раз, практически каждые пять лет: в 1948-1949, 1953-1954, 1957-1958, 1960-1961, 1969-1971 и 1973-1975 – с падением ВВП соответственно на 17%, 9%, 13%, 7%, 8% и 13%. Т.е. суммарные потери экономики от кризисов достигли 67% ВВП США. Практически ВВП США в 2005 г. должно было составлять не 12 трлн. долл. США, а 33-37 трлн. долл. США, включая проценты.
С учётом перечисленных послевоенных кризисов потери только по показателю ВВП составляют около 24 трлн. долл. США, т.е. в 2 раза больше, чем сегодняшнее ВВП США. Далее кризисы продолжались с удивительной регулярностью в 1980-1982, 1985-1986, 1990-1991, 1996-1997, 2001-2002, 2008-2009 г.г.
Начиная с 1947 г. по 2006 г. в США прошло 12 финансовых кризисов, из которых 6 – экономические. Опираясь на свою концепцию, авторы смогли доказать, что общие прямые потери только американской экономики составили катастрофическую сумму в размере 60 трлн. долл. США. А с учётом недополученной прибыли – более 100 трлн. долл. США. И это только по США. Если учесть потери всех развитых стран, то сейчас бы человечество давно решило проблемы бедности, экологии и ноосферного развития.
Воистину Г. Форд был прав, когда утверждал, что «…в нашей финансовой системе что-то гнило… финансовая система, по которой мы работаем, вовсе не самая лучшая…»
Читать статью полностью

Постоянный адрес статьи - http://ru-an.info/news_content.php?id=1549
HotLog

Комментариев нет:

Отправить комментарий