У культуры русского народа - особая роль
Как беречь и продвигать подлинные, а не мнимые ценности, обсуждают деятели искусства
Алексей Герман-старший, режиссер:
- Я не знаю, какие мы сделаем ракеты - может быть, хорошие, а может быть, хуже американских. Хотелось бы лучше. Я не знаю, какие мы сделаем корабли или подводные лодки. Может быть, лучше, может быть, хуже. Подозреваю, что хуже. Но есть одна область в мире, где мы точно сделали бы лучше всех, если бы нам не мешали. Потому что наши народы - русский и соседние - необыкновенно талантливы и восприимчивы к искусству. Это я говорю, как человек, проживший довольно долго в Америке, во Франции, в Японии и других странах. В искусстве мы первые, и на нас равнялся бы весь мир. Вот где основа уважения к нашей стране и преклонения перед ней. Как сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев, если искусства нет, зачем тогда все? Поэтому я абсолютно солидарен с тем, что сказал Дмитрий Медведев.
Но мешают барыги, которые оценивают даже не сколько они выручат, а сколько они потратят. Если он возьмет 90 млн долларов, значит, он может украсть 10 млн. Если он потратит 1 млн долларов, то украдет 10 000. Мы хвастаемся суммами затрат, а не суммами приобретений. Но это пустяки - почти шутка.
Мешает трусость художников, выработанная десятилетиями. Мешает ложное понимание патриотизма. Есть такие слова поэта: "Но слова всем словам в языке нашем есть: // Слава, родина, верность, свобода и честь. // Повторять их не смею на каждом шагу. // Как знамена в чехле, их в душе берегу". У нас же все как-то превращается в трепотню. Полагается после застолья шумного петь "Я люблю тебя, Россия". Люби. Но вкладывай что-то в это дело. Старайся. Хотя бы своим искусством вызвать чувство в народе.
Вместо этого же идет полное оглупление народа посредством голубого экрана. Ведь люди в основном смотрят телевизор. Телевизор рекомендует отсекать пальцы, взрывать животы, мстить, мстить, мстить. А не задумываться. Достоевский не нужен. Толстой не нужен. Я убежден, что 99% вообще не читали "Войны и мира" и "Крейцеровой сонаты". Еще несколько лет назад более восприимчивого зрителя, чем российский, поверьте, не было на земле. Ты встречался с полным понимающим тебя залом.
Когда-то меня попросили представить Анджея Вайду, которого простили, и он приехал в Советский Союз. Это было в огромном московском кинотеатре - я не москвич и не знаю его названия. Он был забит до отказа. Вайда привык к аудиториям в 60-70 человек. Он стоял за мной, пока я про него рассказывал, и плакал. Он просто не мог себе такого представить. Вот что такое был наш зритель.
Я не люблю Бондарчука как режиссера, но очень уважаю как артиста. Прекраснейший артист! Но я помню, какие у нас, в интеллигентной семье, были споры, кому лучше играть князя, кому Пьера Безухова, кому Наташу в "Войне и мире" и так далее. По каждой картине что-то возникало. Кто сейчас о чем говорит?
Я приехал в Москву, хотел запуститься. Со мной разговаривали знаменитые люди. Но все они интересовались только одним: сколько зеленых и какие сроки. Никто меня не спросил, о чем я собираюсь снимать кино! Вот что значит распад искусства и культуры. Вот что значит "рейтинг" - слово, которое не я придумал и которое интеллигенция должна вычеркнуть как матерное ругательство. Потому что в искусстве не может быть рейтинга. Потому что Чехов издавался хуже, чем Потапенко. Потому что Пушкина знало меньшее количество людей, чем Булгарина, а интеллигентная публика читала Ивана Выжигина больше, чем Пушкина.
Мы отступили в области искусств. Хотя у нас существуют еще хорошие театры, мы еще сильны в музыке, но кино - теряем на глазах.
Захар Прилепин,
писатель:
- Объединителем может быть русский язык в контексте империи. Русская государственность и русский язык - это возможность взаимодействия множества культур на территории Евразии. Оно может осуществляться в сотнях форм - это и танец, и литература, великое множество вариантов.
Софья Троценко,
руководитель центра современного искусства "Винзавод":
- Русский язык - важнейшая часть культуры. На территории нашей страны он является объединяющим фактором. Это не вопрос цвета кожи, возраста или национальности - это мировосприятие и способ самовыражения.
Карен Шахназаров,
генеральный директор концерна "Мосфильм":
- Я убежден в том, что внешняя, в том числе и языковая, среда серьезно влияет на наше восприятие внешнего мира. Кем, например, может ощущать себя человек, если он живет в "Жуковке-плаза", "Ивантеевке виллидж" или в "таунхаусе", а покупки делает в "мегамоллах"? Можно пройти весь Париж и не увидеть надписи на английском. У нас же подобное на каждом шагу. Дошло уже до того, что политики нас - народ - обозначают словом "электорат". Словно мы некая механическая штука, которую включают лишь во время голосования.
Русский язык - это наша культурная среда, и небрежное отношение к родному языку ведет к потере связи с родной страной. Я это вижу и по тем сценариям, что поступают на "Мосфильм". Выросло поколение, которое не умеет писать иначе, чем на жаргоне. Сценарист, как и знаменитая Эллочка Щукина, может обходиться тридцатью словами.
Я вовсе не ретроград и понимаю, что язык развивается и многие слова становятся частью быта. Я не требую убрать из нашего языка "алгебру", "компас" или "компьютер". Но меня - человека, любящего русский язык, работающего с ним, - совсем не радует скорость, с которой происходит засорение нашей речи, а значит, и общей нашей среды. Словно нам внушают: мол, русский язык непригоден для современности.
И тут, думаю, возрастает роль школы. Именно там детей надо учить ценить родное слово. А в кино, считаю, надо призвать в помощь наших классиков. Снял же Анджей Вайда фильм по поэме Адама Мицкевича "Пан Тадеуш". И оказалось, что польский кинозритель соскучился по красивому поэтическому языку. Если бы кто-нибудь предложил экранизацию "Евгения Онегина", в которой был бы акцент на поэзию Пушкина, то "Мосфильм" бы такой проект поддержал с радостью.
Федор Бондарчук,
актер, режиссер, продюсер:
- В последнее время все разговоры у нас идут вокруг спорта, все усилия государства направлены на это: Олимпиада, чемпионат мира по футболу, огромные деньги, с ними связанные... Я, конечно, обеими руками "за". Но нельзя же, чтобы было только одно: спорт, спорт, спорт! Не на спорте же в конечном итоге все держится. Есть еще культура и образование. Современные технологии позволяют сделать достижения культуры доступными в любом уголке планеты.
Речь не идет об учебниках с картинками, по которым мы учились. Необходимо оцифровать фонды библиотек, музеев, изучать в школе изобразительное искусство. Представьте, например: Якутия, минус 50, а дети в классе рассматривают на экране детали картины Репина... Плюс кино, плюс документалистика - и это все абсолютно реально. Надо только этим заняться. Иначе получим спортивную державу без головы и сердца. Я бы лично не хотел жить в такой стране.
Николай Петров,
пианист, народный артист СССР:
- С той культурной деятельностью, что ведет наше телевидение, ни о какой нормальной нации не может идти речь. Ведь ничего, кроме телевидения, на мой взгляд, так не формирует вкусы у народа. Книги уже никто не читает, в музеи не ходят. Выход прост: нужно немного подрезать хвост пошлости, что идет с экранов, подрезать хвост попсе! Четко соблюсти баланс: если у нас будет хотя бы 60% попсы и 40% серьезного - серьезной музыки, серьезной литературы, - то изменения в нашей культуре будут. Пока соотношение очень плачевное: 95% ерунды к 5% высокой культуры. Есть такой анекдот, который очень кстати к разговору о культуре нашей нации. Посетитель в ресторане заказал паштет из рябчика. Но когда ему приносят блюдо, обнаруживается, что на вкус это конина. На вопрос, почему паштет из рябчика со вкусом конины, посетитель получает ответ: мы точно соблюдаем пропорции - 1 рябчик/1 лошадь...
Марк Захаров,
народный артист СССР, художественный руководитель театра "Ленком":
- Сделать культуру краеугольным камнем в развитии нашей нации возможно. Думаю, для этого есть много способов. Но в условиях современной России выполнение данной задачи является весьма сложным. Этому мешают многие законодательные акты, правовое несовершенство, а также низкое финансирование культуры и искусства. Но эта задача предельно важна для страны. Добиться такой цели сложно, но все же возможно. Самое главное - в России должен появиться очень бережный подход ко всему, что связано с нашей культурой. Сейчас этот подход отсутствует.
Сергей Бугаев (Африка),
музыкант, художник, актер
- Объединяющая функция русской культуры хорошо известна. Объединение народов испокон веков лежит в основе государства Российского. У нас ведь порядка ста этносов. В том числе совсем редких, например айны. Вообще-то это коренные жители Японии, но именно у нас, в Хабаровском крае, они проживают. А русская культура - это полноценный механизм. Она должна возвысить этносы над своими культурными достижениями и тем самым объединить их во что-то более значительное. Но для начала необходимо это тщательно продумать, нарисовать. И делать это надо было вчера...
Русская культура - это еще и русский язык. Он объединяет нас всех, и радостно, что он наконец нужен не только для того, чтобы ругаться. Мне было очень приятно услышать слова об объединяющей роли нашей культуры из уст президента. Настало время художников и поэтов. И справившись с этой проблемой, мы сможем перейти к другим существенным вопросам. Например, диалогу христиан и мусульман.
Юрий Бурлака,
художественный руководитель балета Большого театра:
- Сегодня необходимо популяризировать русскую культуру, ее историю и истоки. От общего культурного уровня России зависит многое. И если его удастся повысить, большая часть важных областей страны заработает более продуктивно. Считаю, что идея о том, что культура должна стать ядром нации, вполне может реализоваться. Только для этого надо больше уделять внимания самой культуре.
Юрий Мороз,
режиссер, продюсер:
- Если долго ничего не делать в какой-либо области, то в ней постепенно все разрушится. Важно помнить, что ломается все быстро, а вот восстанавливать потерянное нелегко. Сейчас надо обратить внимание на российскую культуру. Если перестать ею заниматься, наступит полный упадок нравов. Чтобы сделать культуру в России фактором развития нации, нужны серьезные усилия. Хорошо, что Дмитрий Медведев считает важным элементом развития страны именно культуру. Но хорошо бы ко всем этим словам приделать руки, ноги и голову и добавить финансирования. Если только говорить об этом, все останется на своих местах.
Публикацию подготовили: Ольга Завьялова, Игорь Зотов, Наталья Кочеткова, Ирина Мак, Николай Морозов, Светлана Наборщикова, Наталия Осс
Комментариев нет:
Отправить комментарий