Поиск по этому блогу

вторник, 20 марта 2012 г.

Ода просвещённым дилетантам – 2

 
Новости
Игорь Кондраков, 21 марта 2012
Ода просвещённым дилетантам – 2 На самом деле, различия между «учёными» и «дилетантами» весьма условны и расплывчаты. Сегодня учёным считается тот, кто имеет больше регалий, а не тот, кто больше знает, понимает и умеет! «Учёный мир» действительно странен...

Часть 2. Часть 1.
Создавшие себя сами
И опять, открытие смог оценить только подготовленный ум. Узкий специалист или нелюбознательный человек не смог бы сделать этого открытия. Примеры тому – жизнь Эдисона и Фарадея, которые вообще не имели академического образования, хотя внесли значительный вклад в технику и науку. Эдисон, методы решения которого были столь примитивны, что он мог искать иголку в стогу сена, перебирая каждую соломинку. Но, тем не менее, именно он изобрёл первый научно-исследовательский институт – свою «фабрику изобретений», где решаемую задачу разбивал на множество мелких и отдавал их своим работников, которых у него было около тысячи. Именно он не прошёл мимо, казалось бы, побочного эффекта – излучения электронов нитью накаливания, впоследствии получивший название «Эффект Эдисона» и использованный в радиолампах.
Русский физик А.Г. Столетов так охарактеризовал значение Фарадея в развитии науки, не имевшего академического образования: «Никогда со времён Галилея свет не видал стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы». В честь Майкла Фарадея Британское химическое общество учредило медаль Фарадея – одну из почётнейших научных наград.
Другой пример – изобретение самолёта контр-адмиралом А. Можайским, который не был специалистом в области аэродинамики. Но, тем не менее, исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолёт был создан в России. Создателем первого в мире самолёта является Александр Федорович Можайский. Он построил и испытал первый самолёт на двадцать лет раньше американцев, братьев Райт, которым до последнего времени совершенно незаслуженно приписывалось это изобретение. Можайский получил патент на своё изобретение.
С огромным трудом ему удалось построить первую модель самолёта, на что были потрачены все личные средства, даже заложено обручальное кольцо. Иностранцы, служащие в России и занимающие высокие должности, всячески препятствовали внедрению изобретения Можайского, понимая его важность. И после смерти Можайского дороже оценили забор вокруг ангара Можайского, чем сам самолёт, не сохранив его для потомков, как реликвию, как это сделали французы, сохранив «Авион III» Адера.
Можайский писал: «...для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной площади или плоскости, и несомненно то, что, чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же площадь…»
Эта формулировка одного из важнейших законов аэродинамики – о значении скорости для создания подъёмной силы – была дана Можайским за 11 лет до опубликования подобных работ Марея и Лилиенталя, которые пришли к тому же выводу только в 1889 г. Математическое обоснование возникновения подъёмной силы, как известно, впервые было дано в 1905 г. русским учёным Н.Е. Жуковским в его труде «О присоединённых вихрях», в котором он вывел теорему о подъёмной силе крыла. Здесь у А. Можайского проявились черты настоящего учёного. Дилетантами оказались «истинные» учёные.
Другой русский учёный-химик – С. Бородин, более известен, как композитор, оставивший нам в наследство знаменитую оперу «Князь Игорь». А литовский композитор М. Чюрлёнис, более известен, как художник, в картинах которого присутствует музыка. Его картины как бы живут во времени и пространстве. На них можно увидеть сразу несколько планов: взгляд с позиций настоящего, прошлого, будущего, или взгляд на уровне глаз, с птичьего полёта и как бы взгляд в бесконечность.
Часто в творце уживались, казалось бы, несовместимые вещи. Монах Мендель явился основоположником прикладной генетики. Вера в бога не помешала ему проводить эксперименты с горохом и обратить внимание на закономерности, которые объясняют процесс передачи наследственных признаков. Все свои наблюдения он вёл, как настоящий учёный. А вот Пресняков А.Г., помимо своей журналистской деятельности, был ещё известным изобретателем, он сделал ряд интересных изобретений в технике. Одно из них – «магнитный движитель» нового типа, все детали которого, в отличие от привычных нам движителей, неподвижны (А.с. 247064, 1969). Прекрасным публицистом, философом является наш современник, выдающийся русский математик Игорь Шафаревич.
Эти люди не получали образование в той области, в которой затем они достигали выдающихся успехов. Они, в большинстве своем, были самоучками и сами создавали себя. При этом многие из них отличались широтой и многогранностью интересов. Это то, к чему нас призывает Николай Викторович Левашов в своих книгах «Зеркало моей души» и  «Сущность и Разум».
Например, М.В.Ломоносов, В. Франклин, А. Холл и ряд других были дилетантами-самоучками. М.В. Ломоносов особенно выделяется многогранностью научных запросов, и равных ему в науке в этом аспекте не было. Многогранностью и широтой интересов отличались и многие другие русские учёные.  Дилетантом-самоучкой был и «король математиков» К. Гаусс, сын водопроводчика из немецкого города Брауншвейга. Он самостоятельно проштудировал труды И. Ньютона, Ж. Лагранжа, Л. Эйлера, став «с веком наравне».
Н. Коперник получил юридическое, а затем медицинское образование и начал свою карьеру в качестве врача. Занимался административной работой, финансовыми делами, но был известен как разносторонняя личность. Высшей математикой известный норвежский математик начала XIX века Н. Абель и крупный английский математик и логик XIX века, основоположник математической логики Д. Буль овладели самостоятельно. П. Ферма – один из крупнейших умов в математике, окончил юридический факультет Тулузского университета и успешно занимался адвокатурой. Как и П. Ферма, великий математик Г. Лейбниц был юристом, и был блестяще эрудирован в философии, отличился как профессиональный исследователь, за что имел звания магистра философии и доктора права. С 30 лет и до конца жизни он состоял на службе в должностях библиотекаря, историографа и политического советника по внешним делам у ганноверского герцога.
Через брата Л. де Бройль, не планировавший заниматься физикой, познакомился с докладами, в которых были сообщения о квантах. Он увлёкся настолько, что стал работать в лаборатории брата, и после войны 1914 года окончательно ушёл в разработку теории квантовой механики, достигнув выдающихся результатов. Ч. Таунс специализировался в области лингвистики, а затем глубоко вник в проблемы физики, его заинтересовали квантовые генераторы (лазеры), за разработку которых Ч. Таунс получил одновременно с советскими учёными Н. Басовым и А. Прохоровым Нобелевскую премию.
Перед вами небольшая галерея творческих людей, для которых творческий стиль был и остаётся способом существования. Это люди, которые создали себя сами. Что в них больше – учёного или изобретателя, художника или композитора, журналиста или изобретателя, богослова или учёного, и т.д. Трудно, а может быть и невозможно ответить на этот вопрос. Можно лишь утверждать, что все они были творческими людьми, профессионалами в своих областях, людьми ищущими – Просвещёнными Дилетантами.
Для творческого человека даже неважно, насколько чиста или грязна работа, насколько престижна или непрестижна она. Главное – в самом человеке, в том, как он относится к своей профессии, к своим способностям. Пример тому – история лаборатории ГИРД. Прежде, чем дойти до современных конструкторских бюро космической техники, её основатели из лаборатории ГИРД работали в сырых подвалах, работали в качестве рабочих, не имея элементарных приборов – их придумывали по ходу работы. Творческий запал гирдовцев, потребность в их детище для нужд государства позволило им в короткий срок создать новую отрасль техники – ракетостроение. Но ведь можно растрачивать свои способности на мелочи, а главное так и останется недостигнутым.
Новаторы и консерваторы
Представим себе такую ситуацию. Два человека стоят на берегу реки после паводка и наблюдают, как вода несёт на плаву тяжёлые брёвна, разрушает берег и т.п. Один из наблюдавших стал думать, как обуздать энергию реки для своих нужд. В итоге он изобретает водяное колесо и использует его, как двигатель для работы жерновов для помолки зерна. Второй же просто любуется силой реки. Но вот оказалось, что уровень воды в реке спал. Чтобы поддерживать его постоянным, первый изобретает плотину с водоотводом, а второй, в лучшем случае, копирует это изобретение и извлекает из него для себя выгоду.
Таким образом, один человек думает и ищет, как решить стоящую перед ним проблему и создаёт для этого новое средство. А потом, если надо, совершенствует его. А второй лишь пользуется им, не внося ничего нового. Первого мы можем назвать творческим человеком, новатором, потому что он творит новое и, тем самым, изменяет наш мир, облегчает труд людей. А второй ничего нового не создаёт, а внедряет изобретение первого, производит продукцию, работает добросовестно, т.е. обеспечивает нормальные жизненно важные условия. Здесь мы не затрагиваем ленивых и неактивных людей или просто паразитирующих на труде других. Речь идёт об активной и деловой части человечества.
Есть, правда, ещё одна категория людей, которая препятствует внедрению нового. Это консерваторы – люди, которые не хотят менять того, к чему давно привыкли. Но и они, как оказывается, нужны. Создавая ряд преград для изобретателя или внедрителя, консерваторы тем самым заставляют их довести до совершенства само изобретение и сделать его действительно лучше старого. Конечно, речь идёт не о крайностях, а здравом консерватизме...
И всё-таки, почему творческие люди изобретают? Ведь все живут в одном и том же мире, сталкиваются с одними и теми же проблемами. Но одни не проходят мимо проблемы, пока не решат её, или, по крайней мере, пока не сделают её «достоянием общественной мысли». Иногда их стремление создать своё детище повторяет подвиг Дон Кихота – бой с ветряными мельницами, в качестве которых в наше время чаще выступают современные бюрократы.
Другие же чаще не замечают или просто обходят проблему, в крайнем случае, сформулируют её, как проблему или поставят её как правильно заданный вопрос. А творческий человек, по крайней мере, попытается представить себе перспективу от решения возникшей проблемы. При этом не обязательно, чтобы он имел специальное образование в области, в которой возникла задача. Ведь задача новая и о ней ещё нет соответствующих знаний.
Вот примеры из нашей действительности.
Один из наших слушателей университета технического творчества, организованного при доме Технического Творчества г. Красноярска, будучи заядлым автолюбителем, на пенсии собирал автомобили из деталей, найденных на свалке. В качестве выпускной работы он взял задачу по усовершенствованию бампера автомобиля, чтобы при аварии удар приходился на бампер и поглощал кинетическую энергию удара. Эту задачу он успешно решил, изготовил экспериментальный образец и поставил на свой «москвич», а также ещё на пять автомобилей своих друзей. Материал для бампера он находил на городских свалках – этих кладезях материалов, заготовок и возбудителей творческих мыслей. Надо отметить, что часть лабораторного оборудования и приборов автор сам собирал на этих свалках.
В то время по ЦТ была очень интересная передача «Это вы можете», которая помогала изобретателям знакомить всех и иногда продвигать свои идеи и изобретения. Изобретатель показал свой бампер на этой передаче. Испытание его бампера, надо отметить, было достаточно оригинальным. Он пригласил начальника ГАИ в свой автомобиль. Начал своё движение по проспекту Свободный, который начинается от городской тюрьмы и заканчивался кладбищем, а сейчас – дачами после университета, но в обратном направлении. Перед тюрьмой имеется круг, от которого по касательной к одной из стен тюрьмы идёт дорога, в те времена называемую «Тупиком Свободы».
Разогнав свой автомобиль до скорости 40 километров в час, изобретатель, выйдя на круг, а потом по касательной на «Тупик Свободы», врезался в тюремную стену. Изобретателя и начальника ГАИ только чуть тряхнуло. К счастью, тогда ещё не знали что такое памперсы. Но начальнику ГАИ было не до веселья... Он по достоинству оценил изобретение и рекомендовал его для внедрения. Изобретатель получил авторское свидетельство и с ним отправился на «АвтоВАЗ», наивно думая, что там быстро внедрят это полезное изобретение. Наши советы не имели на него воздействия. Когда же изобретатель прибыл на «АвтоВАЗ», там ему сразу было сказано, что: «у нас есть свои супер конструкторы, которые смогут сделать лучше, чем его «доморощенное» изобретение…»
До сих пор конструируют свой бампер эти супер специалисты, и каждый день мы слышим из «зомбоящика» о новых ДТП со смертельным исходом. Но стоят, аки воины, насмерть бюрократы-консерваторы-паразиты, защищая «честь своего мундира» и свою пятую точку.
Несколько лет назад познакомился с одним учёным из Москвы, который был вынужден бежать сюда – на Кавказ. Он разработал ряд технологий, которые позволяли проводить мониторинг пространства от Кисловодска до Чёрного моря, сканировать поле боя и определять наличие живых и мёртвых солдат, человеческие останки и другие возможности. По многим инстанциям прошёл учёный, но везде от него отмахивались, было не до него – шёл раздел собственности в разгар перестройки.
Технологии были представлены и депутатам Госдумы. Они ему стали активно внушать, что он должен уехать в США, иначе здесь будут неприятности. Военные, узнав об этом, обрадовались, но узнав, что он давно ходатайствует о внедрении технологий, в том числе и перед военными, ему сказали, чтобы он убирался и не возникал здесь больше, иначе им начальство скажет: «куда вы смотрели, когда вам их предлагали? И сколько солдат можно было спасти в чеченской войне…» Кончилось тем, что его подкараулили в подъезде дома, избили, выбив глаз, который он в ладони принёс домой. В следующий раз обещали уже убить! И таких примеров огромное множество…
Но пока будут на свете просвещённые дилетанты, мир не погибнет, он будет развиваться и просветляться.
Слава Просвещённым Дилетантам!!!

Постоянный адрес статьи - http://ru-an.info/news_content.php?id=1448
HotLog

Комментариев нет:

Отправить комментарий