Поиск по этому блогу

суббота, 25 января 2014 г.

НДС: три буквы, которые трясут мир


Помните старинный анекдот советских времён? Радиостанция «Голос Америки» сообщает: у русских появилось новое супероружие. Называется ЖЭК: к-а-а-а-к шарахнет! Ни воды, ни света, ни отопления.
Сегодня многие авторитетные специалисты утверждают, что в России применятся ещё более разрушительное спецсредство уничтожения отечественной экономики, тоже из трёх букв – НДС. Кто его придумал на нашу голову? Что с этой бедой делать, как с этой напастью бороться – попытаемся разобраться.

Платят все

Налоги бывают разные: большие и маленькие, прямые и косвенные. Полезные – и не очень. Но для обывателя наиболее важен вопрос – кто платит тот или иной налог? Так вот, если говорить об НДС (налог на добавленную стоимость) – его платят все: я, ты он, она, в общем, целая страна. А вы думали, что НДС платят организации? Вовсе нет, они выступают только в качестве налоговых агентов, то есть организации обязаны удержать НДС и перечислить его в казну. При совершении любой покупки мы платим НДС. Незаметно. Потому что продавец его включает в конечную цену товара или услуги. Можете на чек посмотреть. Там чёрным по белому написано: цена с учётом НДС. Но, может быть, ставка этого налога не велика? Чего нам переживать из-за каких-то мелочей, что нам, для родного государства - копеечку жалко? Судите сами. Ставка налога составляет 18%. То есть с любой покупки мы отдаем государству 18 % (ставка может быть и 10 % по некоторым товарным группам) своих кровно заработанных средств.

Из бюджета – в бюджет

А теперь давайте посчитаем, какая доля нашего семейного бюджета в конечном итоге поступает в бюджет государственный, насколько тяжело давит налоговое бремя на финансовое благосостояние российского гражданина.
Итак, вначале – зарплатные налоги (то есть НДФЛ плюс социальные налоги, которые работодатель обязан перечислять за каждого своего работника государству). В сумме это порядка 45 % от заработной платы. Многовато? Ещё бы! Поэтому не надо удивляться стремлению многих работодателей платить своим работникам по серым схемам. А это, в свою очередь, приводит не только к снижению поступлений в государственную казну, но и к сокращению пенсионных накоплений граждан. Но это ещё не всё. Вы получили свои денежки и решили их потратить. Пошли в магазин, поехали на заправку, отправились в кино, в ателье, в парикмахерскую. Пришёл черёд оплатить коммунальные услуги. И везде без исключения вы с каждой покупки платите сверх того, что идёт в карман продавца (заправщика, парикмахера, управляющей компании и т.д.) – вы платите 18 % государству.
А теперь посчитайте, что вы делаете чаще: получаете зарплату или тратите деньги, совершая покупки, приобретая услуги? Это означает, что именно необходимость уплаты НДС – самая большая затратная статья бюджета любой семьи, любого гражданина России. И поскольку система уплаты этого налога от наблюдения – то, что вы можете прочитать в соответствующей строчке кассового чека - лишь небольшая часть громадного финансового айсберга, а все остальное скрыто под толщью темных вод. Но об этом наши граждане не задумываются. Вернее, им не дают такого шанса, так как разобраться без специальной подготовки с НДС невозможно.

Кому это выгодно?

Итак, НДС больно бьёт по семейному бюджету любого гражданина. Может быть, он выгоден бюджету государственному? В 2011 году поступления от НДС составили 39%, а в 2012 году - 36,5% от всех налоговых поступлений. При этом НДС – налог федеральный. Его собирают по всей территории России, но в конечном итоге деньги поступают в федеральный бюджет, минуя бюджеты местные и региональные. Таким образом, этот налог является мощным орудием бюджетного федерализма, это финансовый насос, перекачивающий деньги из провинции в столицу.
Мы не утверждаем, что НДС - это абсолютное зло. Однако, понимая скрытые причины существования самого запутанного налога, приходишь к удивительному выводу: наличие НДС никогда и ни при каких условиях не даст развиваться российской экономике.  То есть сбор НДС не приносит пользы ни отдельным гражданам, ни муниципальным образованиям, ни субъектам федерации, ни России в целом.

Вот эти имена!

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», а с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
НДС был введен правительством Валентина Павлова, того самого Павлова, который в 1991 году публично заверял население, что денежной реформы проводиться не будет. И буквально на следующий день подписал распоряжение об изъятии банкнот в 50 и 100 рублей и о замене их на купюры нового образца. То есть, по сути, провёл конфискационную денежную реформу. В его правление с 1 января 1990 года на всей территории Советского Союза был введён налог с продаж, который очень походил на НДС.
А в 1992 году правительством Егора Гайдара был принят закон «О налоге на добавленную стоимость». Слово автору. Из книги Егора Гайдара «Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002.» М.: Дело, 2003. «Принятые в 1991 году законы были подготовлены в течение всего нескольких месяцев и потому не отличались глубиной проработки, а их юридическая доработка производилась, по существу, уже после принятия законов до их официального опубликования. Сформированная в конце 1991 года налоговая система во многом напоминала налоговые системы Франции и Италии».

Разворованные миллиарды

Напомню о ранее сделанных выводах: НДС не выгоден ни государству, ни гражданам, ни муниципальным образованиям. Может быть, этот налог стимулирует хозяйственную деятельность, выгоден бизнесу?
Смотря какому… Введение НДС лишило мелкий бизнес доступа к большим деньгам. Все крупные предприятия отказываются работать с теми, кто находится на специальных налоговых режимах или не является плательщиком НДС. Таким образом, НДС сделал мелкий бизнес абсолютно неконкурентоспособным. Между тем, именно мелкий бизнес является существенной частью любой мощной современной экономики.
Говоря о качестве того или иного налога, нельзя забывать о его собираемости. Ставка может быть большой, а в результате проблем с собираемостью реальные поступления в бюджет могут оказаться не очень большими. С НДС тут проблема. А именно: проблема возмещения налога. Кроме того, что сама процедура возмещения из бюджета крайне сложна, для этого нужно подготовить увесистый пакет документов. В результате - мощный коррупциогенный фактор. Таким образом, НДС стал одним из инструментов вымывания денег из бюджета. О том, каким хлебным местом стало нахождение в системе возмещения НДС для коррупционеров, говорит только дело Ольги Степановой, руководителя ИФНС по Москве № 28, известной по скандалу с незаконным возмещением НДС на миллиарды рублей (по информации в прессе речь идет около 80 млрд. рублей). И это только один случай. Все известные дела по НДС редко тянут меньше десятка миллиона рублей и позволяют нам говорить параллельном коррупционном бюджете России.

Как с этим борются

Лекарство, как известно, может быть хуже болезни. Налоговая служба, вводя различные формы запретов возмещения НДС из бюджета, теряет миллиардные суммы. «Россия недополучила в бюджет почти 6,5 млрд. рублей за 2010 - 2012 годы в связи с несовершенством системы возмещения налога на добавленную стоимость», - сообщает Счетная палата России. «Недостатки администрирования возмещения НДС ведут к росту расходов федерального бюджета на выплату процентов за несвоевременный возврат НДС (прямых потерь), сумма которых составила на 1 января 2011 года 2,82 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 2,22 млрд. рублей, на 1 ноября 2012 года - 1,42 млрд. рублей», — говорится в сообщении на сайте ведомства. При этом общая сумма собранного НДС в 2012 году составила 1,886 млрд. рублей.  То есть бюджет потерял больше, чем получил. Вот где резервы!
Налоговая служба не в состоянии справиться с возмещением НДС. Это заставляет её идти на шаги, не предусмотренные Налоговым кодексом. Это, например, приглашение на комиссии или рассылка писем с просьбой самостоятельно уплатить НДС, так как компания работала с «однодневкой». Это – грубейшие нарушения конституционных прав граждан. Такие шаги не могут не подрывать авторитет государства в глазах физических лиц и предпринимателей.
И упрекать в таких действиях руководителя налоговой службы, Михаила Мишустина не стоит. Он подобно дисциплинированному солдату исполняет приказ, он обязан пополнять бюджет. Вот, что он говорит по этому поводу: «Объем возмещений может создать трудности для исполнения бюджета. Компании создают добавленную стоимость, то есть строят инвестиционные объекты в течение нескольких лет, а предъявление к возмещению производится в течение одного месяца. Если все придут одновременно и предъявят вычет, что случится? Кассовый разрыв. Для решения проблемы ФНС предлагает обязать компании заранее уведомлять налоговую службу о планах по заявлению на возмещение». По его словам, налоговое ведомство в рамках своих полномочий по администрированию налогов уже координирует такие планы компаний с представителями государства в советах директоров.
«У нас сейчас налоговая служба будет выстраивать целую систему, препятствующую неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость, - заявил недавно министр финансов России Антон Силуанов. - Во всем мире НДС признан более эффективным налогом, чем налог с продаж. С другой стороны, мы уже знаем, как работать с уклонением от уплаты этого налога, с неправильным возмещением налога на добавленную стоимость», - отметил он (информация взята с сайта Минфина РФ).
Итак, главный финансист страны утверждает, что НДС – эффективный инструмент аккумулирования бюджетных средств, что он неплохо зарекомендовал во всём мире. Давайте посмотрим повнимательней на этот самый мировой опыт.

Налог оккупационного режима

Итак, что такое НДС. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
В современном виде налог на добавленную стоимость появился во Франции 10 апреля 1954 года. Внедрил его Морис Лоре, директор по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции.
НДС начисляется на всех этапах производства продукции, поэтому налоговое бремя ложится на всех участников цепочки. Но, в отличие от налога с продаж (оборота), когда налоговое бремя также ложится на всех участников цепочки, здесь происходит зачет налогов: налога, который покупатель компенсирует продавцу при покупке его товара, и налога, который покупатель платит, являясь уже продавцом своего товара. Очевидно, что такой налог, в отличие от налога с продаж (от которого, кстати, трудно уклониться), поощряет спекуляцию и провоцирует коррупцию, поскольку сложность процедуры начисления налога используется налоговыми органами для давления на бизнес. «Каскадный эффект» налога с продаж – это всего лишь маленький недочёт, который можно даже не заметить по сравнению с процедурой возмещения НДС и теми проблемами, которые сваливаются на бизнес и налоговую службу. Прежде чем ввести новый налог на территории Франции, налог «проверяли на жизнеспособность» на территории африканского государства (бывшей французской колонии) Кот-д`Ивуар вплоть до 1968 года. После того, как опыт был признан удачным, налог ввели во Франции. В чем заключалась эта официально провозглашённая удача, история умалчивает, так как её не удалось потом наблюдать в течение целых 20-и лет.
Прочему Франция? Дело в том, что в конце 60-х годов прошлого века это государство серьёзно поссорилось с США и вышло из военной организации НАТО. Президент Франции Шарль де Голль фактически подорвал основы Бреттон-Вудской финансово-валютной системы, которая опиралась на свободную конвертацию доллара и золота. Он предъявил казначейству США к оплате 750 млн. долларов. Американцы были вынуждены отправить за океан несколько тонн золота. Вслед за Францией аналогичные требования выдвинули немцы. Это случилось в 1967 году. А годом позже в Париже началась студенческая революция, беспорядки парализовали жизнь по всей стране. Всё закончилось отставкой мятежного де Голля и отправкой золота обратно в США. Теперь-то мы знаем, как организуются «стихийные» выступления и «народные» революции.
Это – исходные условия задачи. А теперь вопрос: зачем Франции нужно было вводить налог, который будет поощрять коррупцию, а усложнённая до невозможности процедура его сбора уменьшит фактические поступления денег в казну и наплодит тысячи схем ухода от налога?
Ответ: мы с полной уверенностью можем утверждать, что введение НДС стало наказанием Франции (а позднее – и всей остальной Западной Европы) за попытку подорвать валютно-финансовое могущество США.
На фактически оккупированных территориях подчинённых Америке европейских стран были приняты законы, якобы положительно влияющие на экономический рост. И с этого момента НДС зашагал по планете. Уже в 70-е годы прошлого века он применялся практически во всех европейских странах. А вот в самих США, где до сих пор действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %, НДС не применяется.
А чтобы оккупационный налог не покинул территорию подчинённых Америке стран, его авторитет всячески поддерживают различные негосударственные и, конечно, абсолютно независимые международные организации. В частности, в 2011 году Международная Налоговая Ассоциация (International Fiscal Assosiation) объявила приз имени Мориса Лоре за исследования в области косвенного налога.

Бомба по имени НДС

Аналогия вполне понятна. В начале 90-х годов Россия проиграла холодную войну Западу, и на её территории был введён отлично проверенный к тому времени инструмент подавления враждебной экономики – НДС. Пока мы слабы. Налоговый кодекс РФ навязан нам победителями. И никто нам пока не позволит отменить в России НДС. Что мы можем сделать в таких условиях?
А что делали наши предки на оккупированных фашистами советских территориях? Правильно, вели партизанскую войну.
Пока нам остается только разрабатывать более эффективные методы администрирования, ужесточать их, увеличивать штат налоговой (сейчас, кстати, бюджетные деньги выделяют на «эффективное» программное обеспечение, а штаты налоговых служб пытаются сократить). Мы должны выявлять схемы оптимизации налогов, уличать и наказывать коррупционеров. В том, что коррупционеров на наш век хватит – можно не сомневаться. НДС будет исправно пополнять их поредевшие в результате посадок ряды.
А вам, уважаемые налогоплательщики, мы рекомендуем вводить электронные счета, увеличивать штат бухгалтерии, защищаться от недобросовестных поставщиков. Это лучше, чем сидеть и ждать: когда же правительство отменит НДС.
Вообще, если бы в России власть захотела проводить честную налоговую политику, руководство Минфина и Налоговой службы откровенно заявило бы населению: «Честно собирать налоги по правилам действующего Налогового кодекса – совершенно невозможно. А деньги Родине нужны. И потому собирать мы их будем по понятиям ...» 
Мы поймём. Нам не привыкать Родину любить.

Евгений Сивков 

Комментариев нет:

Отправить комментарий