Поиск по этому блогу

четверг, 30 января 2014 г.

Как троцкист Хрущёв разваливал сельское хозяйство

"Ну, как живется. земляки?" - шутит Хрущев.
"Очень хорошо, Никита Сергеевич!" - шутят сельчане.
56 лет назад, 22 мая 1957 г., в Ленинграде на совещании работников сельского хозяйства Северо-Запада России он вдруг потребовал догнать Америку по производст­ву мяса, масла и молока за 3-4 года. Для справки: в том самом году в США производили в два с лишним раза больше мяса, чем в СССР.
«*** сломался у быка»
Среди товарищей по партии Хрущёв считался главным специалистом по сельскому хозяйству. Робкий лепет серьёзных учёных, попытавшихся объяснить, что в лучшем случае нам удастся догнать и перегнать Америку по мясу и молоку к 1975 г., подавили в зародыше. В массы был брошен задорный лозунг: «Держись, корова из штата Айова!»
Сомневающимся Хрущёв дал суровую отповедь, заметив, что с точки зрения арифметики специалисты, возможно, и правы, однако они не учитывают, на что способен советский народ. А сам народ на пламенный призыв Никиты Сергеевича откликнулся частушкой: «Мы Америку догнали по удоям молока, а по мясу приотстали — *** сломался у быка».
По правде говоря, некоторые основания для существенного улучшения положения дел в сельском хозяйстве у нас были. В то время Советский Союз показывал едва ли не самые высокие темпы экономического развития в мире — около 10% в год. Если бы крестьянам дали спокойно поработать лет десять, радужные планы «догнать и перегнать», возможно, и осуществились бы. Тут Хрущёв, однако, сам подрезал крылья своей мечте.
Было принято решение «чуть-чуть» ускорить прогресс. На селе колхозников стали лишать покосов и заставили сдавать скот на молочные фермы. Люди плакали, отдавая своих кормилиц в колхоз. А некоторые прятали бурёнушек, как партизан в войну от немцев. Дошла очередь и до лошадей. Они были названы «дармоедами», поедающими чужой корм, позорящими страну бесцельным ржанием и тележным скрипом. Последовал запрет на выдачу кормов лошадям. Вместо овса гражданам было обещано пост­роить коммунизм к 1980 г.
Н. Хрущёв и А. Микоян, имя которого в последствии было присвоено Московскому мясокомбинату
Н. Хрущёв и А. Микоян, имя которого в последствии было присвоено Московскому мясокомбинату. Фото: Анатолия Скурихина/Russianlook.
«Царица» и Хрущёв
В южных областях России и СССР кукуруза давно стала существенным подспорьем для кормового хозяйства. Выросший на юге Хрущёв хорошо это знал. Но его любовь к кукурузе была безудержной. Видя в ней панацею от бескормицы, он призывал выращивать кукурузу от Казахстана до Таймыра. Главный коммунист планеты просто преклонялся перед «царицей полей». На многочисленных фотографиях Хрущёва тех лет один из главных сюжетов — он и кукуруза. На одних снимках он проглядывает сквозь стебли, на других нежно смотрит на початок, на третьих крепко сжимает его в маленьком кулачке.
Такая любовь дорого обошлась нашему сельскому хозяйст­ву. Кукуруза стала вытеснять традиционные культуры — пшеницу, рожь, овёс, занимать луга. В 1962 г. под неё отвели 37 млн га — почти столько же, сколько распахали целинных и залежных земель. Кукуруза, считал Хрущёв, в самые короткие сроки позволит не только полностью обеспечить мясом страну, но и продавать его за рубеж... Но чуда не произошло. Уже в 1962 г. партия и правительство повысили цены на мясо и молоко, в провинциальной России резко ухудшилось снабжение продуктами питания.
АХрущёв и Суслов на встрече с работниками колхоза «Ленинский путь»
АХрущёв и Суслов на встрече с работниками колхоза «Ленинский путь». Фото: А. Скурихина/Russianlook.
Рязанское «чудо»
В первый год соревнования с Америкой производство мяса в Союзе увеличилось только на 8%. В конце 1958 г. по всем обкомам партии разослали указание о принятии неотложных мер для увеличения производст­ва мяса в следующем году. Первый секретарь Рязанского обкома Алексей Ларионов заявил, что область в состоянии утроить плановые заготовки. Высшие партийные органы незамедлительно утвердили грандиозные планы обкомовского секретаря, несмотря на их нереальность. Обещания, как водится, были опубликованы в «Правде», почин подхватили другие области, а Ларионову присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Повышенные обязательства на Рязанщине были выполнены, но неимоверной ценой. Забили большую часть молочного стада, приплода, приплюсовали всех животных, выращенных колхозниками в своих личных хозяйст­вах. А когда и этого оказалось мало, стали скупать скот в соседних областях за счёт средств, предназначенных на другие цели.
Когда Рязанская область пошла на новый, ещё более фантастический рекорд, колхозники, у которых «временно» изъяли скот, отказались обрабатывать землю, и зерна из-за этого заготовили в два раза меньше. Из Ларионова сделали козла отпущения, его разоблачили и дружно заклеймили те, кто вчера его хвалил... А когда он застрелился, посмертно лишили звания Героя. Так закончилось рязанское «чудо», ставшее апофеозом хрущёвского «волюнтаризма» в области сельского хозяйства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий