Исчезнет ли Украина как государство?
Сегодня украинская власть находится накануне принятия ключевого решения. Решение это ответит и на вопрос: способно ли
украинское государство сохраниться
(хотя бы в условиях ограниченного суверенитета), или распад уже не
просто весьма вероятен, но неизбежен? Ответит оно и на вопрос: насколько
драматичным будет этот вероятный распад? Состоится ли он в результате
открытого гражданского противостояния, или частям страны удастся
развестись мирным путём? Наконец, будет дан ответ на вопросы: кому
целиком или частями отойдёт территория современного украинского
государства и что будет с политической элитой Украины?
Все эти вопросы решаются в комплексе, а та или иная комбинация
решений зависит от того, какие конкретно действия предпримет украинская
власть или же, возможно, она предпочтёт и дальше бездействовать,
ожидая у моря погоды.
Сегодня уже даже эксперты, зарекомендовавшие себя самыми отъявленными
суверен-русофобами (или
евроатлантистами, как они сами себя любят называть), признают, что решения, от которых зависит судьба не только лично
Виктора Януковича
и его близких, не только судьба режима и не только судьба всей, в том
числе оппозиционной, политической элиты, но и судьба страны, могут быть
приняты (или не приняты) только
до конца мая. В крайнем
случае, до конца июня текущего года. После этого срока, даже непринятие
никаких решений, становится решением, которое уже нельзя отменить или
переиграть, и которое будет определять судьбу украинского государства,
его политиков и его населения в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Более того, по умолчанию все признают, что
спасительным может быть только решение о вступлении в
Таможенный Союз (
ТС).
Просто часть экспертов считает, что лучше рискнуть гражданской войной,
чем согласиться на вступление в Таможенный Союз. Другие же резонно
отмечают, что хуже гражданского конфликта и тотального разрушения
инфраструктуры жизнеобеспечения населения не может быть ничего.
В принципе, впервые в истории «независимой» Украины большинство экспертов пришли к консенсусу по вопросу
интеграции Украины в ЕС,
придя к выводу, что не только полноценное членство, но даже куцее и
окончательно уничтожающее экономику страны «Соглашение об ассоциации»
Украине не светит.
ЕС
просто незачем подписывать любые документы, поскольку он требует от
Украины значительно больших уступок, чем те, которые заложены в
соглашение, ещё до подписания соглашения.
Казалось бы, в таких условиях, у украинской власти остался единственный вариант – немедленно начать процесс
присоединения к Таможенному Союзу.
На возможность принятия такого решения намекнул Виктор Янукович,
заявивший, что в апреле будет встречаться с тремя президентами стран
Таможенного союза для обсуждения проблемы сотрудничества с ним (ТС)
Украины.
Это, однако, не окончательное решение и даже не обещание того, что
окончательное решение будет принято в апреле. Это – лишь намёк на
попытку поговорить-поторговаться, может быть более конструктивно, чем
было раньше, но без чёткого отказа от формул вроде «3+1», которая по
существу являлась формулой невступления Украины в Таможенный Союз. Точно
также на самом высоком уровне украинская власть продолжает заявлять о
курсе на вступление в Европейский Союз, как о «цивилизационном выборе» и
о конституционном запрете на присоединение к Таможенному союзу.
Всё это даёт нам возможность утверждать, что
украинская власть, возможно, качнулась в сторону Таможенного Союза под давлением всё возрастающих «пожеланий»
ЕС,
сводящихся, в конечном итоге, к одному – требованию передать власть
оппозиции, но окончательное решение не приняла. При этом, неизвестно, не
покажутся ли Виктору Януковичу требования Таможенного Союза, столь же
«завышенными», как и требования
ЕС.
В случае, если
Виктор Янукович до конца мая-июня 2013 года всё же примет решение о вступлении в
Таможенный Союз,
его ждёт острый внутриполитический кризис, связанный с ратификацией
данного документа. Однако, этот кризис вполне преодолим. У действующей
власти до конца 2013 года сохраняется достаточный силовой и политический
ресурс, а также достаточная дипломатическая и электоральная поддержка,
для того, чтобы раздавить своих оппонентов, вполне способных
спровоцировать силовое противостояние не только в парламенте, но и на
улице. Фактически, таким образом, в момент ратификации соглашения о
вступлении в
Таможенный Союз и преодоления связанного с этим внутриполитического кризиса,
Виктор Янукович
расчищает себе пространство для победы на выборах в 2015 году.
Возможность выдвижения и раскрутки альтернативного лидера на
пророссийском поле будет практически сведена к нулю, а
националистическое поле будет парализовано проигрышем в «кризисе
ратификации».
Однако, Виктор Янукович может попытаться тянуть время, неоправданно
считая, что у него в запасе есть не только 2013 год, но и год 2014. И
соответственно, продолжать
торговаться на обоих направлениях:
российском и
европейском,
параллельно выжидая выгодной для него смены внешнеполитической
конфигурации. В этом случае, надо ожидать, что дипломатическая изоляция
Украины и давление на неё с обоих (европейского и российского)
направлений резко усилятся, а ставка основными игроками будет
окончательно перенесена на время
«после Януковича».
То есть, Европейский Союз попытается ускорить коллапс режима,
поскольку единственными претендентами на власть «после Януковича»
сегодня являются Яценюк-Кличко-Тягныбок, из которых двое первых –
союзники
ЕС, а последний уж точно враг России (что для ЕС, хоть и не лучший, но приемлемый вариант). В свою очередь,
Россия
будет не заинтересована в форсировании событий. Её устроила бы агония
режима вплоть до 2015 года, что дало бы время для организации хоть
какой-то общеукраинской пророссийской политической силы, способной
прийти на смену партии регионов и, если не сохранить власть, то
составить (на пару с коммунистами) достойную оппозицию.
Всё это не отменяет сугубой осторожности всех без исключения игроков
во вмешательстве во внутриукраинскую ситуацию. Скорее всего, и
Россия, и
ЕС
(в случае невступления Украины в ТС) постараются ограничиться
минимально необходимой поддержкой своих союзников, но предоставят
событиям идти своей чередой, возможно, лишь чуть-чуть их стимулируя.
Для Виктора Януковича и «партии регионов» это будет означать
крах режима
в промежутке между началом 2014 года и серединой 2015 года, потерю всех
активов, для некоторых – бегство за рубеж, для большинства – тюремный
срок, а то и гибель на родине.
Для всей остальной политической элиты это будет означать вступление в период не просто нестабильности, но открытой политической
войны всех против всех
(с устранением Виктора Януковича, как политического игрока исчезает и
стимул к объединению оппозиции, с этого момента – каждый за себя). При
этом, необходимо учитывать, что, с точки зрения внешнеполитического
позиционирования ситуация для Украины не улучшится. С точки зрения
ресурсной базы режима – даже ухудшится, поскольку она (база) сокращается
каждый день. Кредит доверия к политикам сократится, социальные ожидания
(в том числе немедленного повышения уровня жизни) увеличатся, а время
ожидания начнёт стремиться к нулю.
В то же время, националистические политики, в отличие от Виктора
Януковича, не будут иметь даже гипотетической возможности решить
проблемы путём вступления в
Таможенный Союз. Это
значит, что власть сможет удерживаться только путём прямого подавления.
Однако, поскольку легитимность самой власти в глазах населения (как
минимум, большей его части), так и силовой ресурс будут ограничены, с
тенденцией к катастрофически быстрому сокращению.
Всё это стимулирует потенциальные националистические властные
группировки к острому внутривидовому противостоянию, отягчённому
необходимостью силового подавления пророссийского юго-востока. Быстрое
скатывание в горячую фазу гражданской войны и распад государства
становятся
неизбежными.
В дальнейшем всё зависит от намерений и быстроты реакции
России.
В случае, если целью будет обозначеное сохранение западной границы
СССР, то начало гражданского конфликта на Украине – достаточный предлог
для моментальной интервенции. Нейтралитет
ЕС, а значит и
НАТО,
достигается необходимостью обеспечить бесперебойную работу
трубопроводов, по которым Европа получает российский газ. Сегодня его
заменить нечем, а значит, эвентуальная угроза поставкам
обеспечит согласие ЕС на любой вариант,
если он будет реализован быстро (одна-две недели). Сама скорость
установления контроля над территорией позволит ЕС «умыть руки».
В случае, если Россия не готова возвращать контроль над Западной
Украиной (Центр всё равно придётся занимать, хотя бы с
военно-стратегической точки зрения), либо, если Россия сочтёт
необходимым хотя бы формально разделить ответственность за Украину с ЕС,
неизбежным становится
раздел страны. Тогда необходимо
будет решить, кто и на каких условиях участвует в разделе
(потенциальными претендентами на часть западных территорий УССР являются
Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, но это не значит, что необходимо
удовлетворять всех). Также возникнет вопрос о прохождении восточной
границы собственно «Западной Украины», будет ли восстановлена граница
«Рижского мира» (по Збручу), либо граница Российской империи
(исключавшая только Галичину, Буковину и Закарпатье).
Наконец будет ли вопрос упразднения украинского государства и его
раздела решаться путём организации подобия референдума или это будет
просто оформлено международным соглашением государств-миротворцев.
Как видим, тактических вопросов много. Стратегический же один – примет Виктор Янукович до
конца мая-июня 2013 года решение о вступлении в Таможенный Союз, или Украина, с её политической элитой, исчезнет в течение двух-трёх лет?
Источник
Говорит планета Земля
Комментариев нет:
Отправить комментарий