Поставки вооружений Россией: правда и вымыслы
В последнее время стало модным ругать Россию насчёт неисполнения ею
контрактов (или их некачественного исполнения) по военно-техническому
сотрудничеству с другими странами, проще говоря, по поставкам наших
вооружений в другие страны. Впрочем, пожалуй, насчёт «последнего
времени» я неправ – этот мутный поток не прекращает литься уже давно, и
конца-краю ему, увы, не видно. Но, при более близком рассмотрении
подобных претензий выясняется, что факты, приводимые в подтверждение
этих тезисов, не выдерживают никакой критики.
Например, в данном контексте частенько упоминают
Индию.
Ну что ж, давайте разберёмся. Приведу несколько наглядных примеров.
Индийские военные заявляли о некачественных поставленных самолётах: мол,
два истребителя
Миг-29 сами собой упали в один день.
По результатам исследования данных «чёрных ящиков» выяснилось, что два
индийских пилота – судя по всему, лихачи и раздолбаи – в нарушение всех
писаных и неписанных правил и инструкций заходили на посадку вместе,
крылом к крылу. В результате, естественно, самолёты столкнулись в
воздухе, один сразу упал, второй с трудом посадил машину. По результатам
расследования
Индия претензий к России не имела...
Кстати, по поводу авиа происшествий в Индии –
всех своих лётчиков и техников
индусы готовят только сами.
Они считают себя весьма высокой кастой, и самомнение у них весьма и
весьма зашкаливает. Не буду отрицать их вполне приличную подготовку, но
как раз по причине высокого самомнения, того, что они мало обращают
внимание на советы и мнения других,
считая себя самыми лучшими и
самыми умными,
а также их не по-детски крутых лихачеств, индусы как раз очень часто и
бьются... Да и с техобслуживанием у индусов частенько бывают конкретные
косяки: по причине того, что порой их техники, опять-таки,
считая себя самыми умными (да и по причине обыкновенной лени), порой не проводят полного техобслуживания самолётов, произошло немало авиапроисшествий...
Индусы заявляли о некачественных танковых пушках на закупленных
Т-90С:
мол, пару раз выстрелил – и всё, пушку – в утиль. Хотя ещё при
заключении контрактов, наши сразу предупредили индусов, что снаряды надо
тоже покупать у нас, или, в крайнем случае, использовать другие, но
удовлетворяющие прописанным в контракте характеристикам. А снаряды,
производимые на индийском заводике (
кривые даже визуально!)
– лучше просто выкинуть, дешевле обойдётся. Но индусы решили сэкономить
и стали использовать свои, индийские, снаряды. В итоге – куча
загубленных танковых стволов. По результатам расследования
Индия претензий к России не имела... А заодно дополнительно закупила у нас партию танковых стволов (взамен загубленных) и крупную партию наших снарядов...
Индийские военные заявляли о некачественных корректируемых снарядах
«Краснополь»:
мол, всего лишь пару лет назад купили, а уже половина испортилась.
Хотя, ещё при заключении контрактов, наши сразу предлагали «Краснополи» в
тропическом исполнении, но, естественно, дороже, чем обычные. Индусы
решили сэкономить и купили обычные... Когда наша комиссия приехала в
Индию, то с удивлением обнаружила, что снаряды хранятся на позициях
прямо под открытым небом –
в джунглях! в тропиках! под ливнями! под палящим солнцем!
В большинстве случаев не было даже хоть какого-либо навеса... Нет, наши
снаряды выдерживают и такие издевательские условия, но не 2 же года
подряд! Хотя в контракте чётко прописаны условия хранения – обычные
условия оружейных складов. По результатам расследования
Индия претензий к России опять-таки не имела... А заодно начала переговоры о закупке дополнительной партии наших «Краснополей» уже в тропическом исполнении...
Кстати, наши промыслы были очень, очень благодарны индусам за столь
массовое и продолжительное тестирование «Краснополей» на степень
устойчивости к настолько экстремальным условиям хранения... Особенно за
то, что индусы провели это тестирование за свой счёт... Слышал, что по
результатам кое-кто даже получил премию – так как практическая
устойчивость «Краснополей» оказалось прилично выше, чем считалось...
Кстати, вообще говоря, у индусов и выбора-то особого нет: думаете,
зря «Краснополи» купили у нас также, к примеру, и французы? Свои
«Копперхеды» американцы точно бы сумели им впарить, всё ж союзники
как-никак по
НАТО, да и давние деловые и военные связи... Но, «Копперхеды» в самих
США
уже давно сняты с вооружения и попилены, и их производство давно
свёрнуто, не в последнюю очередь, благодаря не слишком удачной
конструкции и невысокой эффективности, да и их конкуренты,
проталкивающие свои дорогущие «Экскалибуры», были совершенно не рады с
кем-то делиться и постарались побыстрей закопать конкурента...
Индусы заявляли претензию по поводу недостаточной высотности
вертолётов Ми-24.
Стали разбираться. Выяснилось, что Индия заключила с израильской фирмой
контракт на модернизацию Ми-24, в том числе на увеличение их
высотности. Евреи кое-что там подшаманили, заменили кое-какую
электронику и оборудование, но ни двигатели, ни винтовую группу – не
меняли. А так как в результате у этих модернизированных Ми-24 вес
увеличился, то, соответственно, снизилась и высотность... В ответ на
обвинения индусов наши пожали плечами и показали место в контракте,
согласно которому при нелегальной, несогласованной с нашим
производителем, модернизации нелицензированными нами фирмами, гарантия
аннулируется и никакие претензии не принимаются. По результатам
расследования
Индия претензий к России не имела...
А заодно прилично заплатила нам за то, чтобы мы заново осмотрели эти
Ми-24, исправили допущенные евреями косяки и снова поставили вертолёты
на гарантию... В данном случае, конечно, есть и определённая вина наших
производителей – на тот момент просто не был готов вариант высотной
модернизации Ми-24 (он появился несколько позже), но если бы индусы
официально попросили нас – высотный вариант сделали бы намного быстрее. И
это обошлось бы Индии, опять-таки, гораздо дешевле...
Проблема роста стоимости авианосца
«Викрамадитья»:
когда этот контракт заключался, то индусы, воспользовавшись моментом и
нашими проблемами в 90-х, сумели навязать просто кабальные условия и
нереально низкую цену. Пытаясь уложиться в эти деньги, наши промыслы
убрали из условий контракта работы по приведению в порядок всей
электропроводки, замены электротехнического оборудования, силовой
установки, трубопроводов, и много другой, вроде бы мелочи. Индусы знали
об этом, но это казалось им неважным, главное было – как можно меньшая
цена.
В результате, после выполнения контракта, авианосец оказался со
сгнившей электропроводкой, неработоспособной силовой установкой и в
целом совершенно небоеспособен. Хотя практически всё, что было
перечислено в контракте, нами было выполнено. В результате Индия
подписала дополнительный контракт на приличную сумму и
официальных претензий к России не имела.
Но если бы индусы сразу же включили все эти работы в контракт, то не
пришлось бы переделывать уже сделанное и это обошлось бы им, примерно, в
полтора раза дешевле, чем они заплатили сейчас... И, кстати, почти
наверняка авианосец был бы уже давно готов и находился в составе
индийского флота (ведь первый контракт мы выполнили практически по
утвержденному графику)...
Кроме того, здесь крепко замешаны и
американцы,
мечтающие впарить Индии свой списанный авианосец и продать
«Супер-Хорнеты» в комплекте к нему и поэтому активно использующие для
устранения конкурента любые способы, в том числе и «чёрный пиар»... Хотя
они, в своё время, уже как-то раз всучили индусам свой списанный
корабль, поплавав на котором индийские моряки стали резко отрицательно
относиться к идее получить ещё одно списанное
дырявое американское корыто...
Дело в том, что из всех американских военных как раз флотские, на мой
взгляд, самые трезвомыслящие и последовательные, не бросающиеся во
всякие дорогостоящие авантюры по разработке и закупке сомнительных
новинок по бешеным ценам (по крайней мере, меньше других родов войск,
хотя в последние годы и они явно увлеклись...). И к своим кораблям
относятся весьма трепетно и заботливо, и, в том числе, всеми возможными
способами пытаются продлить срок их службы. Если же они всё же списывают
корабли – обычно это значит, что находиться на них –
просто опасно... Как раз такой корабль американцы тогда и передали индусам, которые и хлебнули с ним проблем выше головы...
Поэтому идея американцев
продать Украине списанный
«Оливер Перри» вызвала у меня только сочувствующую (по отношению к
украинцам) ухмылку: мало того, что «Оливер Перри» – это далеко не самый
удачный проект, к тому же устаревший (в американском флоте есть корабли
куда более удачные и эффективные... и, кстати, предлагали самый старый
«Оливер Перри» из имеющихся...), так ещё и расходы на приведение его в
более-менее пристойный вид будут очень и очень приличными... Не говоря
уже о том, что его даже не собирались подарить, как обычно поступают со
списанным вооружением, даря их нужным союзникам, а предлагали
продать Украине! Кстати, очень наглядный пример
отношения к Украине со стороны
США...
Вообще говоря, претензии индусов обычно надо делить как минимум на
10, а их громкие заявления о «некачественных поставках», «откровенном
браке» и т.п. – являются попыткой оказать давление на нас, элементом
торга, и заодно показать своим избирателям, что они находятся на страже
интересов Индии и «вредители не пройдут»... Такой уж у них менталитет...
Насколько мне известно,
ни одна хоть сколько-нибудь существенная претензия индийцев не оказалась реальной...
Как говорится:
скупой платит дважды, тупой – трижды,
и есть категория людей, которые платят постоянно... К какой категории
относится Индия – не знаю, но как раз из-за стремления любой ценой
сэкономить, при этом, получив как можно больший откат, и попыток
переложить ответственность за свои ошибки на других – индусы частенько
платят, как минимум, дважды...
Другой пример:
Алжир и МиГ-29. Алжир получил МиГ-29,
налетал по 150-200 ч. на наших красавцах, а потом заявил, что часть
деталей на них – не новые, а с хранения (ЕМНИП передняя стойка шасси).
Замечу сразу: никаких претензий к качеству – не было! Всё было исправно,
всё было на гарантии, никакого ухудшения характеристик, сокращения
срока эксплуатации и прочего по этой причине не было и не предвиделось.
Дело было в том, что
французы хотели продать свои самолёты
(«Рафали») Алжиру и постарались сорвать наш контракт любыми методами...
А учитывая тесные связи Алжира и его верхушки (в том числе и военной) с
Францией, и наличие существенных деловых интересов во Франции у
алжирских военных, им это удалось... Увы, здесь действительно есть вина и
нашего производителя, поленившегося поставить новые детали, и продавца,
хотя и прописавшего возможность использование заделов и ЗИП с ДХ в
контракте, но как-то, видно, не в полной мере... Тем не менее, французов
обломили с контрактом, и вместо Миг-29 Алжиру поставили-таки наши
Су-30МКА...
Следующий пример:
Иран и С-300. Несколько лет назад
(вроде в 2008 году) Иран оплатил небольшой аванс, в размере 160
миллионов долларов. Наши промыслы, согласно контракту, подготовили
соответствующее количество С-300, иранские военные обучались у нас
работе с С-300. Но дальше дело застопорилось. Иранцы не хотели платить
оставшуюся сумму и вели бесконечные переговоры о снижении цены и
поставках С-300 без оплаты, а наши, в соответствии с подписанным
контрактом, считали, что
«деньги утром – стулья вечером».
Когда стало окончательно ясно, что для иранцев «дожать» Россию в данном
вопросе – это дело принципа и никаких надежд на оплату нет, плюнули на
всё, воспользовались удобным случаем и
аннулировали контракт.
Похожая ситуация и с Ливией. В 2008 году в счёт списания долга Ливии
были заключены контракты на поставку современных вооружений на условиях
предварительной оплаты Ливией (полковнику уже тогда вполне обоснованно
на слово не верили...), и только затем должны были осуществляться
поставки. А так как ливийцы за 3 года не удосужились ничего проплатить –
какие могут быть к нам претензии? Россия действовала в точном
соответствии с подписанными обеими сторонами контрактами... Никто Ливию
подписывать их под дулом пистолета не заставлял... И даже если ливийцы
не хотели покупать оружие у нас – к их услугам был весь мир,
представители разных стран и фирм, желающие продать вооружения, в Ливии
так и кишели. А Франция так и вовсе прилагала просто титанические
усилия, чтобы продать Ливии свои вооружения... И кто теперь виноват, что
Ливия оказалась беззащитна? Как говорится –
кто не хочет кормить свою армию – будет кормить чужую...
Ну а те, кто исправно платил – исправно и получал наше вооружение:
Китай, Индия, Сирия, Алжир, Кипр, Малайзия и многие-многие другие. Не
спорю, порой не обходилось без проблем, но всё решалось в рабочем
порядке.
Надеюсь, я сумел развеять хотя бы часть заблуждений, которые, к
сожалению, достаточно распространены в СМИ и блогосфере. И, как всегда,
советую достаточно критично относиться к регулярно публикуемым вбросам,
всегда носить с собой вилку для снятия лапши, и, при чтении, делать
скидку на широко распространённый у нас
журналамеризм... (увы, я уже не удивляюсь, когда в статье в уважаемой газете журналист в одной фразе ухитряется сделать
4
(четыре!) фактические ошибки, перепутав всё и вся, даже название
изделия и его индекс...). Не понимаю, неужели нельзя хотя бы у
кого-нибудь проконсультироваться перед сдачей в печать???
Или, к примеру, очень мною уважаемый лётчик, генерал с 30-ю
«календарями» за плечами, умный, знающий, даёт очень интересное интервью
про авиацию, но когда журналист задаёт ему вопрос про сухопутные
войска, отвечает, что недостаточно компетентен в этих вопросах и не
может квалифицированно на них ответить. То есть, боевой генерал,
прослуживший 30 лет, считает себя недостаточно некомпетентным в тех
вопросах, которыми напрямую не занимался по долгу службы, а у нас
любой журналист или блоггер,
ни дня не служивший, пороха не нюхавший, совершенно не знающий ни
армейских реалий, ни характеристик стоящего на вооружении оружия и т.д.,
без тени сомнения считает, что он знает всё намного лучше Министерства
обороны и Генштаба (мол, там одни идиоты, не то что он – светлая голова,
просто гениальная...) и может их критиковать и указывать, что надо
делать...
А уж когда ссылаются на неназванные источники в Министерстве обороны,
Правительстве или ещё где-то сразу ясно, что эти данные из агентства
ОБС («
Одна бабка сказала»)... Или когда обвиняют
военных в «распиле» выделенных средств, мне всегда хочется спросить: а
что ж это вы, господа хорошие, в прокуратуру-то не обращаетесь? Или это,
как всегда, чистой воды ваши домыслы и никаких доказательств у вас нет?
Или, когда промыслы пишут заказуху про страшных военных, не
закупающих их «гениальные разработки», а военные критикуют промыслов за
плохое качество, недостаточный объём производства и дикие цены, то это
тоже – элемент нормального торга: промышленники пытаются продать военным
то, что у них есть подороже, а военные пытаются купить
то, что им нужно и подешевле. (Заметьте,
то, что хотят продать промышленники совсем не обязательно совпадает с
тем, что хотят купить
военные... И по этому поводу тоже ломается немало копий, в том числе и
публично...). И каждый пытается надавить на другую сторону, в том числе и
общественным мнением...
P.S.
Как-то я спросил у журналиста, написавшего очередную чернуху про
военных: почему он только критикует, а ни о чём положительном не пишет?
Он доступно мне объяснил, что критика (особенно, если подать её с
налётом сенсационности и вредительства...) привлекает гораздо больше
внимания читателей, соответственно лучше продаётся, соответственно,
выше «вес» журналиста и его гонорары.
Да и писать её гораздо проще и быстрее – не надо мучиться, собирать и
анализировать данные, согласовывать текст с военными: выдумывай, пиши и
гонорары получай... В крайнем случае, находят человека, который уже лет
10, а то и больше, как уволился со службы – и пусть он живописует всякие
ужасы, нещадно привирая и преувеличивая при этом, и заодно считая, что
ничего за последнее десятилетие не изменились... К такому откровенному
признанию мне просто нечего добавить...
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий