Что мы едим?
Видео
Если бы мы знали, что нам продают на рынках и в магазинах, то сами бы
стали выращивать себе еду. То, что имеет самый аппетитный и
привлекательный вид – часто «неликвид», вымоченный в марганцовке и
нашпигованный воском.
Съёмочная группа Первого канала проведёт по каждому продукту эксперимент и покажет – как
неликвид
превращается в аппетитные овощи, рыбу, мясо… Специально приглашённый
повар Алексей купит мясо на рынке, рыбу и фрукты в супермаркете,
сладости в магазине шаговой доступности. Обычный набор продуктов любой
российской семьи. Специалисты Россельхознадзора и Союзэкспертизы возьмут
пробы и проверят, может ли опытный покупатель обезопасить себя и своих
близких.
Рынок. Искусство обмана покупателей здесь доведено до совершенства. Маскировка неликвида – часть обязанностей продавца. Но это –
корпоративный секрет.
Чтобы увидеть рынок изнутри, репортёр устраивается продавцом в мясной
ряд. Здесь ему показывают, как с помощью уксуса и красителей превратить
тухлое мясо в свежее. Такой «замаскированный» кусок удаётся продать за
15 минут.
Дело в том, что продавцы не имеют права списывать испорченные
продукты. Поэтому им и приходится придавать неликвиду товарный вид.
Тушки кур реанимируют отбеливателем и раствором соды. Тухлую рыбу
превращают в копчённую с помощью ароматизаторов. Порой это приводит к
непоправимым последствиям.
Учителя школы 86 г. Красноярска отравились рыбой, купленной на рынке.
Десять человек попали в реанимацию, две учительницы погибли. После
смерти учителей было возбуждено уголовное дело. Но поиски продавца
отравы так ни к чему не привели. Рынок тем и плох, что концов здесь
практически не найти.
Супермаркет. Покупателей здесь тоже обманывают.
Только другими способами. Фрукты маскируют воском и губной помадой. На
товаре с истекающим сроком годности перебивают этикетку. Просроченная
колбаса идёт в
нарезку. Её упаковывают прямо в магазине и ставят на этикетке новую дату. Старые сосиски облагораживают и отправляют на прилавок.
Арбузы. Ими сейчас торгуют на каждом углу. По данным московского центра «Общественный контроль» половина из них
напичкана нитратами.
Курс «химиотерапии» начинается на бахче. Под кожуру арбуза вкалывают
селитру. После укола он растёт в два раза быстрее, но остаётся зелёным
внутри. «Для цвета» арбузу делают
ещё один укол. За сутки до продажи.
Наказывать недобросовестных торговцев можно и нужно. Для этого существуют две серьёзных государственных структуры –
«Россельхознадзор» и
«Росспотребнадзор».
Вместе со специалистами Россельхознадзора авторы фильма отправятся в
рейд по подмосковным рынкам. В первой же торговой точке инспекторы
находят мясо «неизвестного» происхождения. Экспертиза товаров, купленных
поваром, показала, что полностью безопасным оказались только мясо и
ягоды. В рыбе эксперты обнаружили кишечную палочку. В пирожных из
магазина шаговой доступности – целый
набор опасной микрофлоры: плесень, дрожжевые грибки и кишечная палочка.
Как отличить свежий продукт от неликвида, на что обращать внимание
при покупке и как обезопасить себя и свою семью? Секретами торговли
делятся бывшие продавцы, эксперты и работники торговой индустрии.
В фильме приняли участие:
-
Пажнов Сергей (главный государственный инспектор Управления Россельхознадзора),
-
Олег Смирнов (участник конференции),
-
Алексей Кравчук (повар),
-
Александр Кузнецов (бывший работник рынка),
-
Леонид Штибен (сын С. Штибеной),
-
Галина Колодяжная (старший эксперт АНО «Союзэкспертиза»),
-
Виктория Сухова (заведующая аналитической лабораторией Раменского регионального Экологического центра),
-
Серей Мартынов (бывший работник супермаркета),
-
Михаил Калмыков (директор Центральной научно-методической ветеринарной лаборатории),
-
Виктория Уварова (заведующая отделом Центральной научно-методической ветеринарной лаборатории).
Автор: Татьяна Рощина
Режиссёр: Наталья Казакова
Продюсеры: Андрей Сычёв, Олег Вольнов
Хороший покупатель – невнимательный покупатель. На этом построена вся
система обмана в торговле. Мы сами охотно позволяем продавцам себя
обманывать. Большинство уловок и хитростей рассчитано именно на это.
Решено проверить, читают ли покупатели надписи на упаковке. На банку
обычного фруктового компота наклеивается новая этикетка
«Останкинский фруктовый коктель»
– последнее слово специально написано с ошибкой. По идее, это должно
насторожить внимательного покупателя. На упаковке указывается состав:
киви, бананы, дыня, арбуз, цианистый калий,
яд кураре. В скобках подчёркиваем
«Опасно для жизни».
Эти банки продавец выставляет на прилавок с наклейкой «Специальная
цена». Скидки, бонусы, специальные цены и рекламные акции. Всё это
действует на покупателя, как на кота валерьянка. Это психология – всегда
хочется купить дешевле. Продавцы неликвида об этом прекрасно знают.
Испорченные продукты быстро сбывают со скидками или по специальным
ценам. Через полчаса у прилавка выстроилась очередь. На удивление,
желающих купить деликатес оказалось много. Люди клюнули на приманку –
дешевизну.
Коктейль из
цианистого калия и
яда кураре раскупили
за 20 минут, брали, что называется, оптом – несколько банок сразу, для
друзей и знакомых. Если бы компот действительно оказался испорченным, им
отравились бы, как минимум, полсотни человек. Это вечная игра, в
которой вынужден участвовать каждый из нас. Продавец должен продать
товар, даже подпорченный, продать любой ценой. Его ставка – разорится он
или нет. Особенно выросла эта ставка сейчас, в кризис. Покупатель
должен разгадать обман, его ставка –
собственное здоровье. Проигрывает тот, кто хуже подготовлен.
Рынок. Для невнимательного покупателя это зона
риска. Гам, толкотня, продавцы торопят «Следующий!» Оценив продукты на
глазок, мы говорим «Взвесьте мне вон тот кусочек». Внимательно
рассмотреть, что же мы купили, удается только дома на кухне. Александр –
бывший продавец. Стаж работы на рынке – 15 лет. Он уволился оттуда
после того как продал тухлое мясо 80-летнему старику. По словам
Александра, он должен был продавать охлаждённое мясо под видом парного,
мясо, у которого заканчивались сроки реализации, причём,
по той же самой цене. Стоимость списанных продуктов хозяин обязательно вычитал из зарплаты продавцов, поэтому им нужно продать весь товар
любой ценой.
Самый опасный продукт для невнимательного покупателя –
рыба.
Срок хранения очень короткий, свежая рыба портится за один день. Вместо
того, чтобы выбросить протухшую сёмгу или форель в помойку, некоторые
продавцы чудесным образом превращают её в копчёную.
«Жидкий дым классический»
– пищевая добавка, стоимость – 60 рублей. На рынке вещь незаменимая. Её
можно часто увидеть под прилавком у продавцов. Жидкий дым придаёт
тухлой рыбе тонкий аромат костра и копчёности. Обработка занимает
несколько минут. Внешне рыба похожа на копчёную. На самом деле, всё
копчение – это ароматизаторы, красители, да несколько часов на солнце. В
этой красивой и ароматной сёмге содержатся
токсины,
смертельно опасные для человека. Псевдокопчёную рыбу можно отличить на
ощупь – она более мягкая, куски расслаиваются и расползаются.
Сейчас на рынке не найдёшь синих кур, хотя ещё 10 лет назад на
прилавках можно было увидеть «синюю птицу». Это не значит, что курицы
стали лучше. Просто за это время продавцы освоили
цветокоррекцию.
Они берут отбеливатель «Белизна», разбавляют его водой и натирают
курицу. После того, как курица немного полежит, синева уходит.
Отбеливателя берут буквально каплю на ведро. Отравиться химикатами в
такой концентрации невозможно, а подпорченной курицей – легко. Ведь
лучше от этого она не стала –
просто поменяла цвет.
После такого макияжа курице делают укол, с помощью геля или воды ей
добавляют полкилограмма веса. Отличить замаскированную синюю курицу
можно, во-первых, по запаху. Она может отдавать хлоркой. Во-вторых, на
ощупь. Если взять такую курицу в руки, может слегка пощипывать кончики
пальцев – так действует
отбеливатель.
Обычно мы покупаемся на цену: всегда хочется найти подешевле – это
нормально. Хуже, когда нас пытаются подловить на нашем желании
сэкономить.
Гуляш обычно продают со скидкой. Секрет
низкой цены прост: гуляш делают из мяса, которое обветрилось и совсем
потеряло товарный вид. Продать его в таком виде уже нельзя, поэтому с
него срезают подгнившие куски, потом режут и аккуратно укладывают в
пакет. Иногда на дно пакета добавляют мороженого мяса, для веса. То что
не получается продать и так – идёт на
фарш. Фарш
готовится тут же на рынке – в подсобке за прилавком. На фарш частенько
идут гнилые края и заветренные плёнки, которые обрезали со вчерашнего
парного мяса. Чтобы отбить неприятный запах, в него добавляют уксус и
свиной жир. Если фарш дешевле мяса, это
повод насторожиться.
Качественный фарш не может стоить дешевле мяса. Ведь его цена
складывается из стоимости самого мяса, плюс затраты на изготовление.
Лучше всего покупать фарш у продавцов, которые делают его при вас.
Придорожные рынки. Здесь самые низкие цены, ниже
некуда. И никакого контроля. Мясо и рыбу продают под открытым небом, в
нескольких метрах от трассы рядом с придорожной канавой. Дёшево и
сердито. В первой же торговой точке инспекторы Россельхознадзора находят
мясо неизвестного происхождения. Парное мясо, которое считается самым
вкусным и полезным, попадает на прилавок из сараев, расположенных прямо
за рынком. Здесь на траве в сотне метров от дороги забивают животных и
разделывают туши.
Инспекторы могут только выписать штраф
за незаконную торговлю – 4 тысячи рублей и взять образцы мяса на
анализ. Сотрудники Росссельхознадзора берут куски мяса на анализ, а всю
оставшуюся партию изымают до выяснения. Закрыть нелегальный рынок
инспекторы не могут, это не входит в их полномочия. Но они сообщают о
стихийной торговле в местное отделение милиции. Но часто уже на
следующий день после закрытия такие стихийные рынки опять бойко торгуют.
На стихийном рынке мясо лежит на прилавке под палящим солнцем. Тухлое мясо продавцы
маскируют
с помощью красителей и ароматизаторов, а потом продают под видом
свежего. Пролежавшая день на открытом воздухе говядина – это не просто
неликвид, это настоящая
биологическая бомба с коктейлем
из трупного яда, сальмонеллы и кишечной палочки. Для уничтожения
запаха, кусок мяса протирают раствором уксуса. Затем срезают тёмный
верхний слой и придают мясу насыщенный цвет. Это делают с помощью
фуксина
– красителя, который используется в текстильной промышленности, при
изготовлении карандашей, чернил, копировальной бумаги, паст для
шариковых ручек. После нашей реставрации мяса запах исчез, цвет
изменился.
Чтобы распознать некачественное мясо, надо приложить
к нему бумажную салфетку. Если мясо обработано фуксином, на ней
обязательно останется пятно ярко-розового химического цвета. Дома на
всякий случай можно повторить проверку: ненадолго опустить кусок в
чистую воду. Если вода порозовеет, значит, мясо обработано фуксином –
такой кусок нужно выбросить.
Распространённый миф – если мясо чуть заветрилось,
его просто достаточно хорошенько прожарить. Действительно, бактерии
гибнут при высокой температуре, но есть и другие опасности. К примеру,
антибиотики.
В плохих условиях животные болеют трихинеллёзом и другими инфекционными
болезнями. Ветеринар колет свиньям и коровам лошадиные дозы
антибиотиков. Если лечение не помогает, животных отправляют на мясо.
Продавцы мясных рядов даже шутят, что их свинина вылечит любой бронхит.
Мясо с антибиотиками может пагубно повлиять на иммунную систему
человека. Сколько ни жарь мясо,
антибиотики никуда не денутся – они устойчивы к высоким температурам.
По нашим законам нелегальным продавцам грозит только
административная ответственность, то есть им выпишут штраф и отпустят с
миром. Поэтому продавцы платят 5 тысяч рублей и продолжают спокойно
торговать мясом на соседней улице, до следующей проверки. По мнению
милиционеров, у этой проблемы есть решение. Штраф за нелегальную
торговлю должен быть таким, чтобы она стала просто невыгодна. Сейчас
единственный вариант –
ничего не покупать на нелегальных рынках, себе дороже.
Супермаркет. Все товары здесь должны быть проверены и
безопасны, ведь на каждый продукт есть справки, сертификаты и
гарантийные документы. Покупателей в супермаркетах обманывают
не так нагло
и систематически, как на рынке. Но и здесь невнимательный человек может
получить по полной. Супермаркеты пытаются всеми способами продать товар
с истекающим сроком годности. Раньше такие продукты просто вывозили на
свалку. Сейчас в кризис торговцы любыми способами пытаются продлить срок
их годности. Как только истёк срок годности, продукты положено списать и
отправить на свалку. Но часто просроченную еду заново упаковывают и
выставляют на прилавок. Каждый отдел магазина имеет право списывать
определённое количество продуктов. К примеру, только 3 пакета молока.
Если вечером на прилавке осталось 4, виноват продавец – он должен
продать это молоко любой ценой. И здесь в ход идут
различные уловки.
Срок годности сосисок в вакуумной упаковке истёк 3 дня назад,
полиэтилен вздулся, сосиски протухли. Настоящую дату изготовления
стирают ацетоном. Иглой от шприца делают небольшую дырочку в недоступном
месте для обзора обычного покупателя. Воздух спускается, прикрепляется
наклейка с названием магазина, с датой упаковки, и сосиски отправляются
на прилавок. Просроченные сосиски
можно отличить на ощупь. Если вакуумная упаковка влажная, с неё капает сок, значит, сосиски далеко не первой свежести.
Просроченная колбаса идёт в нарезку. Её упаковывают
прямо в магазине и ставят на этикетке новую дату. В этом весь фокус. Мы
думаем, что это день изготовления. На самом деле – это
дата упаковки. Она означает, что в этот день колбаса была нарезана и упакована в магазине. Когда она была изготовлена, теперь
не узнает никто.
Родная этикетка не сохраняется. Лучше выбрать на прилавке батон
колбасы, а потом попросить продавца его нарезать и упаковать. По закону о
защите прав потребителя, в любом магазине
это обязаны сделать бесплатно.
Любой из нас в любом магазине по тому же закону
имеет право потребовать сертификат на любой продукт. Срок годности
указан не только на этикетке, но и в сертификате. На первой странице
можно посмотреть настоящую дату изготовления. Сертификат
продавец обязан предъявить по первому требованию покупателя.
Многие покупатели уверены: срок годности указывается с запасом, и
день-два просроченные продукты ещё можно есть. Мы решили проверить, так
ли это на самом деле? Анонимный покупатель приобретает в магазине самый
скоропортящийся продукт – сметанный торт. В день истечения его срока
годности лаборатория проводит анализ. Обнаружено повышенное количество
бактерий группы кишечных палочек в 0,1 грамме продукта и повышенное
содержание дрожжей. Торт испортился день в день с указанным на этикетке
сроком годности. С этого момента он с каждым часом становится
всё более опасным. Никакого запасного срока годности продуктов не существует – это миф.
Продажа неликвида – не единственный способ обмана
покупателей. В крупных супермаркетах обвешивают ничуть не меньше, чем на
уличных базарах, только технология более виртуозная. Например, в отделе
замороженных продуктов покупателям
продают лёд по цене
креветок. В упаковку посредством обычного шприца закачивают воду –
столько, насколько хватит совести. Впоследствии всё замораживается и
покупатель не видит, что покупает. Упаковку с замороженными продуктами
нужно всего лишь посмотреть на свет. В пакете лёд и грязные подтеки, –
значит,
вам пытаются продать воду.
Наказывать недобросовестных торговцев можно и нужно. Для этого существуют две серьёзные государственные структуры –
Госсельхознадзор и
Роспотребнадзор. Но они устраивают проверки только
по звонкам бдительных покупателей.
В московском отделении Роспотребнадзора существуют общественная приёмная, телефон
621-70-76. Есть также «горячая линия», которая работает ежедневно с 9 часов утра до 18 часов вечера, кроме выходных –
687-40-41.
Каждый, кто купил испорченный продукт, может обратиться с жалобой.
Достаточно сообщить адрес торговой точки по телефону местного отделения
Роспотребнадзора или Россельхознадзора. Они сделают контрольную закупку и
отправят продукты на экспертизу. Если продукты окажутся несвежими,
торговую точку закроют.
Внимательный покупатель может купить качественные продукты на рынках, в супермаркетах и в магазинах. Надо только
внимательно читать этикетки,
состав и срок годности. Не стесняться просить у продавца сертификаты и
гарантийные документы. Помнить, что качественный фарш не может быть
дешевле мяса, ведь его цена складывается из стоимости мяса, плюс затраты
на изготовление. Перед покупкой мяса осматривать кусок со всех сторон.
Если цвет неоднородный, значит, его красили фуксином. Тушку курицы брать
в руки. Если кончики пальцев слегка пощипывает, значит, её
отбеливали хлором. Упаковку с замороженными продуктами смотреть на свет. Если в пакете лёд и грязные подтёки, вам пытаются продать воду…
Это простые необременительные правила. К ним надо привыкнуть – как
чистить зубы и умываться по утрам. Соблюдая эти правила, можно
обезопасить себя и свою семью.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий