Не навреди
Автор – Лариса Рыжова (Бройш)
Немного статистики
В сентябре 2013 были опубликованы результаты скринингового исследования в США, из которых следует, что в США
20% мальчиков
10%
девочек в возрасте от 4 до 17 лет, которые ходят в обычные школы и
садики, могут получить диагноз синдрома гиперактивности и пониженной
концентрации внимания. Это
психопатология, которая
препятствует обучению, социальному общению и может привести в полной
психической инвалидности. Отмечена тенденция ежегодного увеличения этого
показателя, а значит и 20% – это ещё не предел.
В Дании с 2002 по 2009 год число детей с диагнозом
«аутизм» выросло в 7 раз.
По данным аптекоуправления Дании за первые 8 месяцев 2012 года, по
сравнению с теми же месяцами 2011 года, продажа психотропных препаратов
увеличилась на 20%. На конференции скандинавских стран по проблеме
синдрома гиперактивности и пониженной концентрации внимания 2010
прозвучал факт, что с 2000 по 2009 гг. потребление психотропных
препаратов для лечения пациентов с этим недугом
увеличилось в 11 раз.
Самые высокие показатели суицида в Европе отмечены в Швейцарии,
стране, которая занимает сейчас первое место в Европе по уровню
благосостояния в расчёте на одного жителя. Эта беда косит сильнее всего
наиболее благополучные в материальном отношении страны. Социальные
опросы в Дании показывают, что
80% работников
испытывают на работе стресс. И это в условиях, которые нам кажутся
санаторным отдыхом. У них приняты строгие нормы влажности, шума,
освещения, объёма помещения в расчёте на одного работника, температуры и
т.д., которые обязан соблюдать работодатель в отношении условий труда.
Для мебели тоже существуют нормы качества. Законодательно приняты
правила обращения работодателя к работнику. Сверхурочные работы
работодатель обязан оплачивать по гораздо более высокому тарифу.
Но, чем больше стремятся облегчить условия на работе, тем больше людей испытывают стресс. У них даже принят медицинский диагноз
«стресс», который даёт работнику возможность посидеть несколько дней дома с сохранением зарплаты. Стресс этот происходит оттого, что
люди деградируют физически и психически.
Человек инстинктивно стремится к лучшей, т.е. более лёгкой и
благополучной жизни. Это закон природы, которому следует всё живое.
Но то, что человек субъективно ощущает как хорошую жизнь, не соответствует его
физиологическому оптимуму.
Физиологический оптимум лежит в области, которую человек субъективно
оценивает как трудную жизнь, и стремится найти более лёгкий вариант.
Поэтому если человеку дать возможность в большой степени следовать своим
желаниям, то он начинает
саморазрушаться, ощущая при этом, что получает «удовольствие от жизни».
Я не буду сейчас расписывать в подробностях все механизмы, откуда это берётся. Коротко скажу основное.
Рост детской психической инвалидности – это
результат разрушения семьи, которое является побочным эффектом общества
всеобщего благосостояния. Целью каждого человека система всеми способами
делает принцип «получай удовольствие от жизни», что подразумевает собой
потребление большого количества материальных благ и возможность
расслабиться. Тридцать лет назад в США и Европе работала в среднем
каждая пятая женщина, а остальные занимались домом и детьми. Теперь
работают почти все, потому что надо получать «удовольствие от жизни», а
за это надо платить.
Народ развели, как лохов. С каждого работника работодатели получают прибавочную стоимость. За эти последние 30 лет
300 семей
в мире увеличили доходы в среднем в 36 раз. А остальные в среднем в 2,5
раза, и это только потому, что женщину вывели из семьи на работу. Итак,
родители запрограммированы на то, что надо получать удовольствие от
жизни. Им дают возможность максимально облегчить свои обязанности. И они
ловятся на все нововведения, которые дают такую возможность.
Начинается всё с памперсов, которые лишают ребёнка
ощущения своих мелких неприятностей, и, как следствие, не развиваются
тормозная система и механизмы купирования стрессов и негативных
состояний.
Потом ребёнок получает
телевизор и
компьютер,
которые удаляют его из области родительских обязанностей. Я сама
наблюдала в своих экспериментах, что компьютерные игры, которые
повсеместно бесплатно можно найти в Интернете, на мобильном телефоне, в
игровой приставке,
разрушают ритм мозга, тот самый,
который обеспечивает функцию внимания и нормальный контроль за
движениями. В последние пять лет появились научные публикации, которые
это подтверждают.
А потом, когда вдруг становится невозможным сосуществовать с ребёнком
под одной крышей, родителям дают возможность продолжать свою
благополучную жизнь – дают ребёнку психотропный препарат, чтобы он снова
стал спокойным и управляемым. Это окончательно разрушает собственные
тормозные механизмы в мозге ребёнка и развивает кучу побочных эффектов
со здоровьем.
На этом его будущее завершено. Он
становится полным инвалидом. В условиях современной безработицы и
колоссальной конкуренции в борьбе за рабочее место, у таких людей нет
шансов. Они продолжают служить мясом для фармацевтических компаний до
конца своих дней.
В Украине и России очень популярен на телевидении и в Интернете доктор
Комаровский.
Это очень приятный и располагающий к себе телеведущий, врач по
образованию и с большим опытом, как нас в этом уверяют. Он пользуется
фразами типа «педиатры всех стран считают...». Кто-нибудь обратил
внимание на то, как обустроены его программы, какой дизайн, какая
мебель, декорации и т.д.?
Сколько же это стоит? Это
очень хорошо оплаченная медийная программа. Этот человек эффективно
рекламирует продукцию своих спонсоров, у которых одна цель – чтобы как
можно больше людей купили их товары.
Я видела одну его передачу, в которой шла речь о памперсах. Он
говорил, что нужно менять наш российский и украинский менталитет.
Россияне и украинцы в среднем начинают пытаться снять памперс и приучать
ребёнка к горшку после полутора лет, потому что, если ребёнок ходит в
памперсе в более старшем возрасте, то окружающие будут на него пальцами
показывать. Смотрите на свободную Европу и Америку! Там дети спокойно
продолжают ходить в памперсе и в три года, и старше! Педиатры всех стран
рекомендуют! Зачем давить на ребёнка? Пусть получает удовольствие от
жизни!
В Европе рынки переполнены. Вот производители и
пытаются увеличить продажи за счёт наших рынков. А то, что у нас пока
ещё не 20% детей имеют психдиагноз, так всё впереди.
* * *
Мне 55 лет. У меня трое детей. Двое взрослых, у них уже свои семьи и
дети. Третьему четырнадцать лет. Я учитель биологии и химии, физиолог,
кандидат биологических наук, около 20 лет я занималась научными
исследованиями в области физиологии мозга и поведения. В течение восьми
последних лет – в Дании с людьми с патологией психики. Этой работе я
отдаю все свои силы и знания. В последнее время нас стала беспокоить
проблема увеличения количества детей, которые не могут справиться со
школьной программой и не проявляют интереса к учёбе, а также детей
инвалидов, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения, развития,
содержания. Это дети с симптомами аутизма, синдромом гиперактивности и
дефицита внимания
(ADHD) и другими расстройствами психики.
Статистические данные показывают, что, например
в Дании, с 2000 по 2009 г. количество детей с
ADHD, употребляющих фармакологические психотропные препараты,
увеличилось в 11 раз.
По данным датской фармацевтической ассоциации за первые восемь месяцев
2012 года, по сравнению с тем же периодом предыдущего года, количество
потребляемых препаратов для лечения
ADHD увеличилось на
20%.
Количество детей с аутизмом за первые десять лет нового века
увеличилось в 7 раз.
Эпидемиологическое исследование в
США в 2013 году в обычных школах и детских садах среди мальчиков в возрасте от четырёх до семнадцати лет выявило
6,4 млн. детей с
ADHD, что составляет
20% от их общего числа. Две трети из них получают психотропные препараты. Рост числа таких детей составил
53% за последние 10 лет.
Это может показаться странным, потому что материальное благосостояние
большинства семей позволяет предоставить детям, казалось бы, самые
благоприятные условия для жизни и развития. Тем не менее, как физиолог я
полагаю, что
проблемы с детьми – это плата за наше
благополучие и высокий уровень потребления. Любое поведение, включая
наши желания, интересы, возможности и действия имеют под собой основу –
физиологические функции, все функции органов тела и мозга. Мы хотим
чего-то, предпочитаем что-то не просто так, а потому что этого требует
физиология организма. И всё, что бы мы ни делали, по принципу обратной
связи влияет на те же физиологические функции.
Нужно всегда помнить, что
ребёнок – это не любимое домашнее животное, которое может есть, пить, спать и ласкаться к хозяевам до конца своих дней.
Ребёнок – это человек,
которому предстоит взять на себя большие обязанности и ответственность в
будущем. Способности выполнять обязанности и нести ответственность
обеспечивается соответствующими физиологическими функциями, которые не
возникают сами по себе с возрастом, а развиваются медленно в результате
определённых усилий.
Растить ребёнка и готовить его к
школе и взрослой жизни, развивать его способности и укреплять здоровье,
значит развивать и укреплять его физиологические функции.
В этой статье я попыталась рассказать родителям о том, что они должны
делать, по мнению физиолога, чтобы помочь своим детям реализовать
потенциал развития, данный им при рождении и снизить риск появления у
них нежелательных поведенческих симптомов.
Не пользуйтесь современными гигроскопическими подгузниками
Гигроскопические подгузники – это зло, гораздо более страшное, чем
алкоголь,
никотин и
наркотики,
потому что оно действует скрыто и его разрушительные последствия
проявляются спустя много лет, когда уже сложно найти причину. Вред
памперса – это вред абсолютного комфорта.
Известный американский учёный, профессор В. Дененберг ещё в 60-х
проделал эксперименты, которые дали начало большому исследованию. Он
взял новорождённых крысят у матери и положил их на три минуты в другую
чистую клетку на опилки, а потом обратно под мать. Так он делал
несколько дней подряд. Когда эти крысята выросли, они были всесторонне
исследованы. Оказалось, что они
обучались лучше, чем
обычные крысята, которых никто не трогал. Они были более активны в
поведенческих тестах, у них был ниже уровень тревожности, они оказались
более устойчивы к стрессу.
У них при исследовании мозга выявили массу интересных моментов, говоривших о
более высоком уровне развития.
Например, у них был достоверно толще корпус каллозум, основной кабель,
соединяющий правое и левое полушария мозга, причём увеличение его
происходило за счёт большего числа нервных волокон. Это говорит о более
мощной коммуникации двух полушарий мозга у этих крыс. Дененберг назвал
обнаруженный феномен
«early experience», что значит
«ранний опыт».
Ложка хороша именно к обеду. Подросшие животные уже не ускоряют своё
развитие столь существенно в ответ на столь малую стимуляцию. Сейчас
опубликовано огромное количество исследований, выполненных на разных
животных и людях, в которых изучались эффекты стресса в раннем периоде
на здоровье и развитие организма. Вывод один: большой стресс плох так же
как и его недостаток.
Небольшой стресс – двигатель развития.
Но что меня впечатляет в исследованиях Дененберга больше всего, это
то, что крысы передают полученный положительный стимул последующим
поколениям в виде социальной, не генетической наследственности. Если
дать возможность дененберговским крысам размножиться и не трогать их
детёнышей, то эти детёныши, став взрослыми, выигрывают так же, как и их
родители, в сравнении с крысятами, которых не трогали ни в каком
поколении.
И внуки тоже выигрывают, потому что матери,
испытавшие этот лёгкий стресс во младенчестве, достоверно больше
вылизывают и переворачивают лапами своих малышей, моделируя тем самым
тот импульс к развитию, который они получили сами. И их дети вырастают и
делают то же самое, и так далее.
На мой взгляд – это потрясающе. Ведь это всё происходит неосознанно,
автоматическая саморегуляция на популяционном уровне. Даёт корни и
поддерживается то, что обеспечивает выигрыш, а именно тот уровень
стимуляции, который и нужен.
Вся наша деятельность включая умственную, поведенческую и работу
внутренних органов тела, происходит, благодаря регулирующей функции
нервной системы и балансу между двумя видами нервных процессов:
возбуждения и
торможения.
Причём торможение – это активный процесс, который происходит в нервной
системе с затратой энергии и направлен на предотвращение возбуждения.
Существуют
активирующие нейроны в мозге и
тормозящие.
Известно, что при рождении у ребёнка развита возбуждающая система, а
тормозная не развита. Она развивается со временем и при определённых
обстоятельствах, а именно, когда организм сталкивается с проблемами.
Тогда нужно притормозить другие виды деятельности и
сконцентрироваться на возникшем неудобстве.
Если удалить по возможности все потенциальные неудобства, то ребёнок
лишается возможности развивать свою тормозную систему, а вместе с этим
отстают и психические функции, основанные на торможении, включая
концентрацию внимания, терпение, а также принятие социальных требований и
правил, ограничение своего эго. Вот вам и
предрасположенность к развитию симптомов гиперактивности, агрессивности, аутизма.
Период мокрых пелёнок заложен природой в развитие
ребёнка. Гигроскопические подгузники облегчают жизнь родителей, а не
детей. Не стоит облегчать себе жизнь за счёт интересов ребёнка. Причём, в
конечном итоге, родители ни в чём не выигрывают. Просто последствия
этой огромной ошибки родителей значительно
отодвинуты во времени…
Читать статью полностью…
Зарубки на память…
Комментариев нет:
Отправить комментарий