Над пропастью во лжи
«Современное общество полностью во власти далёкого от реальности
потока информации», – считает известный латышский публицист и диссидент
Янис Кучинскис.
Авторы – Лариса Персикова, Ника Персикова
И ещё Янис Кучинскис рассказывает, почему сегодня можно безо всяких
последствий критиковать партии и банки, но опасно осуждать западные
ценности и установившуюся экономическую систему. Почему раньше в поисках
свободы слова русские диссиденты бежали в Америку, а теперь
американские диссиденты бегут в Россию…
Янис Кучинскис – диссидент на все времена. У него было своё
оппозиционное мнение и в советское время, и в первые годы латвийской
независимости, когда он был главным редактором запрещённой газеты
«Пилсонис». И сейчас его статьи жадно разбирают по полочкам на
всевозможных политических интернет-сайтах. И именно с г-ном Кучинскисом
мы решили обсудить те перемены, которые происходят в нашем обществе.
Молчание ягнят
– Янис, мы помним, что 20 лет назад, когда начиналась Атмода,
казалось бы, всё было растабуировано. Обсуждай что хочешь, выбирай любую
тему. Сейчас мы, журналисты, всё чаще сталкиваемся с тем, что человек
старается не обсуждать многие острые вещи, особенно если он связан с
государственной службой. Вернулись табуированные темы и внутренний
цензор… Как вам кажется – к какому обществу мы сейчас движемся? К мягко
авторитарному, каким оно было, например, при Брежневе, когда на кухне
обсуждали всё, что хотели, с близкими и друзьями, но остерегались
говорить об этом публично? Или к более жёсткому, тоталитарному – когда
уже и на кухне нельзя ничего обсуждать, как это было при Сталине или при
Гитлере?
– На кухне обсуждать можно было, наверное, и при Сталине – лишь бы не
настучали соседи… Но сейчас это не актуально. Современное либеральное
общество управляется другими методами. Сейчас люди очень мало знают о
настоящих проблемах, потому что темы обществу диктуют большие
медиахолдинги и большие порталы в Интернете. И то, что нам не
договаривают или говорят неправду, – это ещё полбеды. Идёт очень сильное
идеологическое зомбирование: «Демократия, демократия, демократия!»
Конечно, информация тщательно отбирается. Скажем, сегодня я сижу в
Интернете, открываю страницу за страницей – везде пишут, что рижанам
обещаны билеты на транспорт дешёвые, а остальным – дорогие. И вот сейчас
эту тему будут все обсуждать. Или в новостях сообщают, что какой-нибудь
русский что-либо сказал против латышского языка, и сразу латыши
поднимаются в гневе. Или, наоборот, что-нибудь вякнет какой-нибудь
«гарда» – и в русской публике поднимаются ответные эмоции… Подброшены
темы для общества, закручен информационный поток – и у людей есть
ощущение, что они живут реальной жизнью. В это время,
никем не замечаемая, движется вокруг нас
реальная жизнь.
А в этой реальной жизни происходит то, что лучше всего, на мой взгляд,
описано в книге российского социолога Бориса Кагарлицкого. Есть у него
такая работа
«Периферийная империя».
Как устроена новая либеральная система, в которой мы оказались?
У неё есть периферия и центр, стержень. И вот это стержень богатеет за счёт периферии. В
Евросоюзе
действует именно эта схема. И там на периферии оказалась не только
Латвия, но и все страны Восточной Европы. И, находясь внутри этой
системы, мы – как та лошадь, которая пытается и никак не может догнать
своего всадника. Потому что, чем быстрее она скачет, тем больше сил она
отдаёт, и тем быстрее, разумеется, движется сидящий на ней всадник. У
лошади даже нет своей цели. Она, может быть, хочет отдохнуть, сена
пожевать, но всадник будет её гнать: у него – своя цель. И если
посмотреть на страны Восточной Европы, которые вошли в Евросоюз, то
везде одни и те же последствия – идёт
вымирание населения даже в таких католических государствах, как
Литва и
Польша, где всегда была хорошая рождаемость.
Если вы поедете в
Лондон – встретите там и поляков, и литовцев, и латышей, и русских. Это наша молодёжь, её выталкивают, чтобы она уезжала и
там поднимала экономику
– не нашу, а ту, экономику центра. Ну ладно, они своим родственникам,
может, присылают какие-то деньги, это хорошо, но это же не выход, это же
не будущее страны, из которой они уехали, на этом не построить будущего
государства. Да у нас и нет никакого государства: по сути Латвия – так
же, как и Польша, и Чехия, –
колония… Такая картина.
Поэтому неудивительно, что даже у людей, которых не поглотил ложный
информационный поток и которые представляют, что происходит на самом
деле, – даже у них опустились руки…
– Янис, Вы считаете, что с современным обществом сейчас работают
не системой страха и запугивания, как это бывало прежде, а обманом,
этаким скорректированным потоком информации?
– Я скажу так:
страх никуда не пропал. Только теперь
страх, который пронизывает всё общество, другой. Например, у вас есть
семья, и вы боитесь, будет ли у вас завтра работа, будет ли у вас завтра
зарплата? А если вас завтра уволят, на что вы своего ребёнка в школу
отправите, как за квартиру заплатите? Это перманентные страхи. И это
очень плохой стресс для здоровья. Вот если на тебя на улице напал
хулиган, и ты ему врезал по морде или убежал – то это здоровый стресс. А
когда ты
ночами не спишь и думаешь, как вылезти из долгов, что делать, если квартиру отберут, коли кредит оплачивать не сможешь? Вот
этот страх хуже сталинского.
Если ты самостоятельно мыслящий человек, если живёшь с поднятой
головой – «воронок» за тобой, конечно, не приедет. Но тебя не возьмут на
работу или при следующем сокращении уволят. Если есть цель придраться к
человеку, найти против него что-то, а он работает в каком-то
министерстве или в банке, – это всегда можно сделать…
Убить дракона
– Что касается методов, которыми управляется либеральное
общество… Недавно в Грузии обнаружили списки людей, которые были
оппозиционно настроены к режиму Саакашвили. За этими людьми велась
постоянная слежка, на них собирался компромат. Новыми властями эти
материалы были обнаружены и прилюдно уничтожены… Скажите, как Вам
кажется: только в Грузии был возможен такой вариант или такая система
списков существует и в других государствах – например у нас, мы просто
не знаем о ней?
– Думаю, что есть и у нас, но доказать это трудно. По-моему, в Грузии очень грубо работали.
– Да, европейский фасад – и дискетки, закопанные в землю…
– Это очень грубая работа. Потому что человек, которого загнали в
угол и жёстко с ним поступили, может стать героем, который даже после
своей смерти может объединить общество против режима… Насколько я знаю, у
нас так не работают. У нас просто
давят этих людей морально.
Например, я написал статью – и меня всё время в Интернете ругают: ты,
мол, «чекист». И другие люди тоже начинают смотреть на тебя как-то
иначе. И в следующий раз тебе уже не хочется ничего опасного писать.
Тебя никто не бил, не угрожал прямо – такого я не знаю; у нас, в
либеральном обществе, действуют тончайшими методами. И, конечно,
списки есть.
Что там говорить про Латвию, если даже
Германия для
Америки собирает сведения на своих граждан. Некоторые говорят, что в Германии сегодня чуть ли не Четвёртый рейх строится. Это не так.
Германия – оккупированная страна,
там стоят американские базы. Кроме того, американцы и британцы
контролируют всю крупную прессу в Германии. И, конечно, немцы
сотрудничают с США и дают информацию на своих граждан для Америки – так
же, как и у нас.
А у нас на больших предприятиях есть так называемые
комнатки НАТО,
как раньше на каждом заводе была комната КГБ, называвшаяся «первым
отделом». И, конечно, есть списки. Другое дело – как их используют.
Конечно, не в стиле 90-х годов, когда даже убивали – впрочем, там были
бандитские разборки за передел рынка, это другая история…
– Янис, если оценивать уровень свободы в обществе, в котором мы
живём, то нас удивил такой момент. Когда в России на Валдае собрались
западные политологи и журналисты и с ними беседовал Путин, то их
поразило, что он говорил откровенно. Для них это было неожиданно. И
такое впечатление складывается, что в западном обществе такие открытые
высказывания, в том числе даже со стороны политического истеблишмента,
как-то уже не предполагаются?
– На Западе и у нас все массмедиа сконцентрированы в руках корпораций. Они скупили и радиостанции, и телевидение.
Достоверную информацию получить сложно,
её неоткуда черпать. Я приведу конкретный пример. Есть такой Пол Крейг
Робертс, он был в администрации президента Рейгана, потом редактировал
The Wall Street Journal,
в общем – персона очень высокого статуса. Но американская политика
обернулась так, что он уже не захотел её поддерживать. И Робертс
начал говорить правду.
Теперь его больше не публикуют. У него есть только свой блог, и
существуют ещё несколько микроблогов, где высказываются американские
оппозиционеры. Я эти блоги внимательно читаю.
В Америке, где остаются диссиденты, которые хотят говорить правду, на ТВ они больше не попадают. Например,
Крис Хеджес, военный корреспондент, который работал в
The New York Times, получил Пулитцеровскую премию, но был уволен. Или
Уильям Энгдаль
– почти все его книги переведены на русский и китайский, он выступал
против вьетнамской войны, а сейчас откровенно пишет о финансовом
закулисье. Таких, в общем-то, много, я могу назвать их пофамильно. Так у
них сейчас, знаете, какой выход? Они дают интервью телеканалу
Russia Today.
– А Russia Today просто разрешает говорить тем, кому запрещён доступ на западное ТВ…
– И иранское телевидение с ними интервью делает, и китайское… И вот этот
Пол Робертс написал, что Америка и Советский Союз, Россия, обменялись ролями. Раньше русские диссиденты бежали на Запад, а теперь
западные диссиденты бегут в Россию.
Он даже конкретные примеры привёл. В советское время в Венгрии был
диссидент, очень популярный священник, люди его знали и любили. И когда в
1956 году в Будапешт вошли советские войска, он укрылся в посольстве
США и попытался выехать на Запад. Но советские власти его не выпустили, и
он сидел в посольстве годами. А сейчас – наоборот. Сейчас Сноуден
прячется в России и просит, чтобы его не выдавали Америке… Россия и США
обменялись ролями. Если хочешь какие-то свои идеи высказать или правду
сказать – тогда обращайся в «Раша тудей», а не к своим, американским
телевизионщикам. Наоборот всё стало.
– Янис, а в перспективе, как Вы чувствуете: гайки в либеральном обществе будут сильнее закручиваться?
– Социально-экономические гайки – да. А административные гайки закручивать никакой надобности нет. Потому что
народ не протестует даже.
Не скажу, что народ доволен, он чувствует себя беспомощным, но никакой
активности не проявляет. Некоторые ещё верят в соблазн капитализма. Они
смотрят кино, где люди ездят на красивых машинах, ведут обеспеченную
жизнь, а фильмы – это тоже реклама. У кого-то есть хорошая работа – это
какие-то государственные агентства, где неплохие зарплаты, какие-то
льготы. И они со своими шкурными истинами будут защищать то, что есть,
свой статус-кво. Они могут понимать, что эти агентства по сути не
выгодны
Латвии, но за себя, за свою выгоду они будут рвать всех и эту систему отстаивать.
Между прочим,
многопартийная система – это тоже один из приёмов
разделения общества. У нас кипят большие страсти по поводу партий, хотя
политика не меняется – какая бы партия ни пришла к власти. Критикуют
кто одну партию, кто другую. Но
никто не трогает партийную систему,
как таковую – это табу! Никто не говорит, что главенствующая политика
изменится только в одном случае – если будут меняться международные
отношения, геополитическая ситуация.
Вот вам одна из игр, которые разделяют наше
общество. Один ругает «Центр согласия», другой ругает Домбровскиса,
третий ругает Калвитиса, четвёртый говорит: «Вот придут антиглобалисты и
наведут порядок». И мы можем так болтать спокойно. Никто даже не будет
трогать, потому что это системе не угрожает. Пожалуйста, ругай одну
фирму, другую. Если тебе нравится
Rimi – хвали его, не нравится
– ругай. Или банк: вот этот банк плохой, а этот – хороший. Говори,
пожалуйста! Они все принадлежат иностранцам, и, в принципе, акционеры у
них одни и те же. Главное –
не трогай основы либеральной системы…
В тени смерти
– Янис, у нас в Латвии очень быстро набирает обороты пропаганда
гомосексуализма, ведут уроки полового просвещения в школах. Почему так
торопятся ввести в наше общество эту «гомосексуальную составляющую»?
– Я считаю, что это просто
симптом умирания западной цивилизации.
Такое уже не первый раз в истории человечества – на закате римской
цивилизации или греческой было то же самое. Это просто такой симптом.
Европа вымирает так же, как и мы. Раньше, скажем, про немцев говорили:
тевтонский, шиллеровский дух, а нынче в Германии такого духа больше нет.
Сейчас, когда проводят опросы среди немецких мужчин, оказывается, что
большинство даже не хотят иметь обязательства в отношении семьи, для них
это уже слишком большая ответственность. У них мечта – быть
домохозяйками,
они не хотят быть мужчинами!
Европа умирает и по сути: то, что католицизм называет семью смертными
грехами, сейчас считается ценностями. И гей-парады в Риге, и вообще
весь букет геевских прав – это такое же требование
Европы и
Вашингтона, как монетарная политика.
– Но если, по-вашему, пропаганда гомосексуализма – это всего лишь
симптоматика, то что же в этой новой неолиберальной системе главное? К
чему именно подталкивают наше общество?
– Наше общество веками держалось на
вере в Бога и традициях. И то, что сейчас насаждается, например гомосексуализм, – это как раз
борьба с традициями,
с ценностями, на которых держалось наше общество. На самом деле тех,
кто управляет западным обществом, не интересуют права отдельного
гомосексуалиста. Их интересуют социальные связи. Им важно
разгромить всю структуру семьи. Все социальные структуры, в которых люди друг другу помогают. Чтобы каждый человек был
только за себя. Чтобы каждый был идеальным потребителем.
Это –
диверсия против наших традиций,
против нашей культуры. У нас были плохие, были хорошие времена, но мы всегда как-то развивались. А сейчас цель –
разгромить всё,
до последних мыслей и нормальных инстинктов. И подчинить всех тем
психически ненормальным людям, которые хотят владеть всем миром и
чувствовать себя как боги.
Но мы не должны это принимать, не должны поддаваться на эти
провокации. Мы должны отстаивать свои интересы. Сейчас такой период –
стагнация.
Либеральная система свои возможности уже исчерпала, а
новая система ещё не сложилась.
И в скором времени люди снова захотят высказывать своё мнение, захотят
узнавать правду. Другое дело – чем это закончится. Может быть, мы
вернёмся в глухое Средневековье, а может быть – придумаем новый
христианский социализм. Время покажет…
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий