О соблюдении в США избирательных прав граждан
Автор – Владимир Чуров (председатель ЦИК)
Выборы Президента США –
не прямые,
не всеобщие,
не равные,
не обеспечивают тайну голосования избирателей. В этой связи
настоятельно рекомендую моим оппонентам ознакомиться с заключениями всех
миссий Бюро по Демократическим Институтам И Правам Человека ОБСЕ по
наблюдению за выборами в США начиная с 2002 года.
Миссии БДИПЧ ОБСЕ наблюдали за общенациональными выборами в США,
состоявшимися 5 ноября 2002 года (общие выборы в Конгресс США), 2 ноября
2004 года (выборы Президента США), 7 ноября 2006 года (промежуточные
выборы в Конгресс США), 4 ноября 2008 года (общие выборы в Конгресс США и
Президента США), 2 ноября 2010 года (промежуточные выборы в Конгресс
США). В них американским властям из раза в раз рекомендуется решить
проблему с чрезмерным и несоразмерным ограничением активного
избирательного права целых категорий американских граждан. К сожалению,
за прошедшие десять лет существенных изменений к лучшему так и не
произошло. Поскольку США взяли на себя роль «вершителя судеб», состояние
избирательной системы и обеспечение избирательных прав граждан выходят
далеко за рамки сугубо внутренней проблемы
Соединённых Штатов. Попробуем кратко проанализировать некоторые ключевые проблемы.
Избирательная система. Американский опыт в
проведении выборов по-своему уникален: избираются свыше 18 тысяч
должностей от президента США до шерифа сельской общины, однако оборотная
сторона такого опыта заключается в сложности, децентрализации,
политизации, непрозрачности и, наконец, частичной архаичности выборных
процессов.
Считается, что 6 ноября с.г. американский народ будет избирать своего президента.
На самом деле
избирать главу государства, наделённого большими полномочиями, будет не
народ, а лишь весьма ограниченное количество так называемых
выборщиков. Таким образом, президентом станет не избранник американских граждан, а тот, кого определят
270 человек.
При этом выборщики могут поддержать вовсе не того кандидата, за кого
«поручено» проголосовать. В целом о праве американских граждан избирать
своего президента можно говорить с большой натяжкой, а о праве
среднестатистического американца стать им, вообще говорить не
приходится.
В докладе «Сегрегация американских граждан: лишение избирательных
прав выходцев из Латинской Америки в 2012 году» правозащитная
организация
Advancement Project констатирует, что избирательная
политика многих федеральных субъектов США ставит под угрозу участие
миллионов граждан – выходцев из Латинской Америки в ноябрьских выборах
президента. По данным этой организации, в 23 штатах законодательные
дискриминационные барьеры могут воспрепятствовать регистрации и
голосованию более чем 10 миллионов испаноязычных граждан США.
Американские правозащитники справедливо считают, что законы,
ограничивающие право голосования, низводят натурализовавшихся в США
представителей национальных меньшинств до граждан «второго сорта» по
сравнению с «белыми», подрывают возможность их участия в общем
демократическом развитии страны.
Избирательное законодательство. В
США
существует децентрализованная система организации и проведения
федеральных выборов, каждый из 50 штатов, федеральный округ Колумбия и 6
территорий имеют обособленное законодательство о выборах президента
США. Отличия в регламентирующем законодательстве и процедурах существуют
даже среди округов одного штата. При этом значительный объём функций
избирательных органов законодательно возложен на органы исполнительней
власти штатов, а
правовое регулирование проведения предвыборной агитации кандидатов практически
отсутствует.
Последние президентские выборы состоялись в 2008 году, а введение
правовых новаций началось лишь с 2011 года. К настоящему времени в
различные инстанции 41 штата внесено как минимум
180 проектов законов, ужесточающих процедуры голосования граждан. Ещё
27
законов подобного рода находятся в стадии рассмотрения в 6 штатах.
Принято 25 законов и издано два распоряжения исполнительных органов,
влияющих на процесс выборов в 19 штатах. Из них 17 штатов приняли законы
ограничительного характера, которые, по мнению политологов, могут
оказать влияние на результаты выборов 6 ноября с.г. Упомянутые штаты в
совокупности выдвигают 218 выборщиков, то есть практически 80%,
необходимых для избрания президента
США.
Избирательная администрация. Очевидным недостатком
американской избирательной системы международные наблюдатели считают
отсутствие централизованного независимого органа по проведению выборов,
что является одной из причин многочисленных нарушений избирательных прав
граждан.
В соответствии с законами США, организацией процесса голосования
занимаются власти штатов и других территориальных образований. Исходя из
таких особенностей, ключевым инструментом в использовании сомнительных
избирательных технологий на уровне отдельных штатов могут выступать (да и
выступают) органы власти на местах, на которые возлагается основная
ответственность за формирование избирательных комиссий, организацию
голосования и объявление его итогов.
По сведениям американской печати, в настоящее время Республиканская партия
США
располагает несколько большими возможностями, чем Демократическая
партия. Так, республиканцы контролируют 29 губернаторских постов против
20 у демократов. Преимущество республиканцев состоит в том, что из
девяти «колеблющихся» штатов лишь в двух – Северной Каролине и Колорадо –
губернаторские посты занимают демократы. Кроме того, считается, что
сторонники М. Ромни имеют преимущество в использовании административного
ресурса во Флориде, Огайо, Айове и Вирджинии в пользу республиканцев.
Регистрация избирателей. С многочисленными нарушениями прав граждан в США осуществляется и регистрация американских избирателей. На начало 2012 года
каждый пятый взрослый американец
не числился
в списках избирателей, сведения о 24 млн. избирателей не точные. Многие
американцы при переезде забывают подавать сведения об изменении адреса,
а 2,75 млн. граждан зарегистрированы одновременно в нескольких штатах.
Есть примеры, когда они числятся сразу в шести.
В списках также насчитывается около 1,8 млн. «мёртвых душ»
(по данным газеты USA TODAY от 14 февраля 2012 года). Ради
подтверждения уязвимости системы регистрации избирателей в штате
Нью-Хэмпшир на республиканских праймериз 2012 года группа активистов без
предъявления каких-либо документов получила избирательные бюллетени на
имена нескольких прошедших регистрацию, но уже умерших членов
Демократической партии и зафиксировала это видеосъёмкой. В январе 2012
года генеральный прокурор Южной Каролины потребовал рассмотреть факты, в
соответствии с которыми более
900 умерших американцев «проголосовало» в 2010 году на выборах в этом штате.
Составление списков избирателей регулируется местным
законодательством, причём в каждом штате оно своё. По оценке Миссии
БДИПЧ ОБСЕ, которая работала в Америке в начале 2012 года, около
51 млн.
американских избирателей не были зарегистрированы на предстоящих
выборах. В целом 4,1 млн. граждан, которые проживают вне территории США,
не могут голосовать. Более 5 млн. бывших осуждённых остаются лишёнными
избирательных прав из-за запретительных правовых актов или
обременительных процедур по восстановлению своих прав.
Идентификационные документы избирателя. Как известно, в
США
нет внутренних паспортов, их можно заменить, например, водительскими
правами, в связи с чем в стране отсутствует унифицированный подход к
вопросу идентификации личности граждан на избирательном участке.
В 19 штатах на участках у избирателей
вообще не спрашивают удостоверения личности,
а просто сверяются со списками, ещё в 16 регионах страны разрешается
обойтись документом без фотографии. По статистике у 11 млн. американцев,
в основном малообеспеченных слоев населения, отсутствуют удостоверения с
фотокарточкой, и идея обязательного предъявления для допуска к
голосованию какого-либо официального документа с фотографией вызывает в
США острую дискуссию. На таком подходе настаивают республиканцы, тогда как демократы стойко им противостоят.
В 15 штатах, где требуется предъявить личный документ с фотографией, гражданам
могут отказать
в праве голоса, даже если они есть в списках. Само по себе введение
единого идентификационного документа для голосования представляется
совершенно логичным шагом только в том случае, если не приводит к
нарушению целого ряда законных прав американцев, что подчас и
происходит, поскольку, например, в некоторых штатах единственный офис по
выдаче данного документа работает только
каждую пятую среду месяца.
Незащищенность персональных данных. Растущая
обеспокоенность американской общественности незащищённостью
конфиденциальной информации о политических предпочтениях избирателей ещё
раз подтвердилась в ходе наблюдения за голосованием на праймериз 2012
года. Так, данные о партийной принадлежности хранятся в электронном
виде. Они доступны самому избирателю, а также сотрудникам администраций
графств и штатов.
Отталкиваясь от этих данных, партийные штабы отслеживают динамику роста
числа своих сторонников. Как ни странно, указанная официальная
статистика не расценивается партиями как конфиденциальные данные об
избирателях. Так, в 2008 году в день голосования в штате Южная Дакота
секретарь окружной избирательной комиссии сообщил, что в графстве
Хьюджес для участия в выборах 4 ноября 2008 года в списках
зарегистрировано 11 162 местных избирателей, из которых 2 940 –
сторонники демократов, 6 935 – республиканцев, 14 – либертарианцев и 1
274 – сторонники «независимых». А на одном из избирательных участков в
графстве Дейви (штат Южная Дакота) на рабочем столе комиссии находился
распечатанный вариант полного списка избирателей графства с
обозначенными в нём поимёнными данными о партийной аффилиации
(принадлежности).
В США нет членства в политических партиях.
Аналогичные сведения были воспроизведены в распечатанном списке
избирателей по данному участку. В связи с отсутствием надёжной
телефонной связи с администрацией графства УИК было предложено таким
образом производить установление идентификации избирателей. На том же
участке наблюдатели зафиксировали отдельный список избирателей под
заголовком «неактивные избиратели», также с обозначением их партийных
симпатий. Копии данных списков имелись и в распоряжении общенациональной
НПО, осуществлявшей наблюдение за выборами на данном участке; с ними
могли ознакомиться все голосующие.
Досрочное голосование. Многочисленные нарушения прав
избирателей регулярно допускаются в ходе досрочного голосования,
которое само по себе является одной из проблемных в избирательной
системе и заключается, в частности в том, что в течение периода
досрочного голосования «в стране проходят очень важные события, в
частности, дебаты кандидатов в президенты, которые могли бы повлиять на
волеизъявление избирателя, но уже не могут, поскольку он свой голос уже
отдал досрочно».
Тем не менее, в последние несколько лет в
США
предприняты согласованные усилия, чтобы значительно расширить
возможности избирателей для голосования не только в традиционный первый
вторник (после первого понедельника) в ноябре, но более удобно по
времени и формату. Вследствие этого, возможность досрочного голосования
предусмотрена законодательством 32 штатов. Кроме того, в США повсеместно
разрешено заочное голосование по почте, при котором весьма
затруднительно проследить судьбу отправленного бюллетеня.
В настоящее время в 21 штате избиратели должны объясниться –
доказать, что в день голосования они будут находиться вне города, заняты
на работе, не смогут прийти на избирательный участок по семейным
обстоятельствам или медицинским показаниям. В 27 штатах можно досрочно
проголосовать по почте без объяснения каких-либо причин. В 2 штатах –
Орегоне и Вашингтоне,
вообще нет никаких открытых избирательных участков,
выборы проводятся только по почте. Причём все бюллетени должны
поступить в избирательные комиссии до их закрытия в день голосования, то
есть фактически все жители голосуют заранее (почта идёт несколько
дней).
Госсекретарь штата Миссисипи Делберт Хоусманн провёл исследование по
досрочному голосованию. В результате он вскрыл многочисленные нарушения
закона в более чем 10 округах штата в ходе местных выборов, состоявшихся
в 2011 году. Д. Хоусманн отметил, что в 21 округе число «досрочников» в
2 и более раз превышало средний процент по штату, а в 101 случае не
указывалась причина запроса бюллетеня для досрочного голосования.
Согласно тому же исследованию, в 16 округах штата было зарегистрировано
больше участников голосования, чем самих жителей, которые по переписи
населения 2010 года достигли избирательного возраста.
Избирательные права американских граждан нарушаются и тогда, когда
используется другая форма голосования – доверительное голосование, когда
избиратель выбирает доверенное лицо и поручает ему доверенность на
право проголосовать за себя. Пентагон, например, обеспечивает почти
100-процентную явку военнослужащих на избирательные пункты, а
голосование на них проходит под присмотром командиров.
Учёт и подсчёт голосов избирателей. В США активно внедряются электронные системы голосования. При этом в американских технических устройствах
не предусмотрена
функция распечатки или какого-либо иного документального подтверждения
участия гражданина в избирательном процессе. Более того, их программное
обеспечение объявлено коммерческой тайной и не подлежит контролю, что в
принципе позволяет операторам таких систем сбрасывать или переписывать
голоса в пользу того или иного кандидата, не оставляя следов нарушений.
В штате Мэриленд даже провели
эксперимент по взлому таких компьютеров. Специалисты легко взломали систему, подтасовали результаты, но столкнулись с тем, что компания-производитель машин
Diebold
всё равно объявила результат успешным, списав все «недостатки» на
«неизбежную болезнь роста». Всё происшедшее объясняется просто:
владельцы
Diebold открыто поддерживали республиканцев, в том числе и финансами.
Неслучайно в США до сих пор распространено мнение о том, что в 2004 году команда Джорджа Буша активно прибегала к
подтасовкам голосов с использованием электронных систем голосования.
С начала 2000-х годов эксперты БДИПЧ постоянно отмечают проблемы голосования в
США
при использовании электронных машин. Это и несоблюдение тайны
голосования, и необходимость должного бумажного учёта результатов
голосования с возможностью механической проверки, и обеспечение
прозрачности функционирования электронных машин, и вопросы доверия
общества к техническим средствам голосования с возможностью получения
кодов программного обеспечения, и независимое тестирование электронных
машин, и введение возможности пересчёта голосов при минимальной разнице
голосов, и многое другое.
Однако ни одна из этих проблем в США на федеральном уровне не решена…
Читать статью полностью…
Комментариев нет:
Отправить комментарий