Тестирование двигателей НК-33
(AJ26) на американской ракете-носителе «Антарес»
Американцы летают в Космос на наших двигателях, пролежавших на складе 40 лет!
Автор – Сергей Буйло, 8 июля 2013 г.
Оставшиеся после лунной
«Царь-ракеты» несколько десятков неиспользованных ещё советских двигателей
НК-33 настолько опередили своё время, что уже в наши дни устанавливаются на новейшие американские ракеты!
22 апреля 2013 года состоялся первый успешный запуск американской частной транспортной ракетно-космической системы
«Антарес-Сигнус».
Ракета-носитель «Антарес» предназначена для доставки частных грузовых
кораблей «Сигнус» на Международную космическую станцию МКС и была
создана американской корпорацией
Orbital (полное название
Orbital Sciences Corporation) в рамках усилий американского космического агентства
NASA по снижению зависимости от услуг российских грузовых транспортных космических кораблей. Контракты
NASA по доставке грузов на МКС выиграли две американские корпорации
Orbital и
SpaceX.
И, что самое пикантное, хотя это американцами особенно не
афишируется, ракетно-космическая система «Антарес» выводится в космос с
помощью установленных на её первой ступени двух мощных
советских ракетных двигателей
НК-33, изготовленных ещё
40 лет назад для сверхтяжёлой (массой почти 3000 тонн) советской
лунной ракеты Н-1. Эти двигатели были разработаны под руководством академика Николая Дмитриевича
Кузнецова
для доставки советских космонавтов на Луну, и с ними связана
неизвестная широкой публике и прямо-таки детективная, продолжающаяся до
наших дней история…
Академик Сергей Павлович
Королёв начал разрабатывать
свою гигантскую лунную ракету ещё с начала 60-х годов, а двигатели для
неё, как и для других королёвских ракет (Р7, «Восток», «Восход»,
«Союз»), должен был разрабатывать академик В.П.
Глушко.
Однако Глушко тогда был увлечён перспективами использования в качестве
ракетного топлива несимметричного диметилгидразина (так называемого
гептила)
вместо керосина, и соглашался делать лунные двигатели только на
гептиле. Королёв же был категорически против использования гептила в
тяжёлых ракетах гражданского назначения. Ведь, в случае аварийного
падения такой ракеты на город, её почти двух тысяч тонн гептила было бы
вполне достаточно для уничтожения нескольких миллионов человек, т.к.
гептил
и его пары относятся к отравляющим веществам первого (самого
токсичного!) класса опасности. Кроме того, гептил не только токсичен, но
и обладает сильными канцерогенными свойствами.
Тогда С.П.
Королёв и вынужден был обратиться в ОКБ авиационных двигателей Н.Д.
Кузнецова с просьбой разработать сверхмощные для того времени ракетные двигатели на керосине и жидком кислороде для своей ракеты
Н-1. Пикантность же ситуации была в том, что Николай Дмитриевич
Кузнецов
никогда ранее не делал мощных ракетных двигателей для космоса, а
разрабатывал турбовинтовые и реактивные двигатели для самолётов. Многие
десятки лет наша военная и гражданская авиация летают на двигателях ОКБ
этого выдающегося конструктора. Однако созданные в ОКБ Н.Д. Кузнецова по
просьбе С.П. Королёва космические ракетные двигатели
НК-33 оказались
настолько удачными и перспективными, что
до сих пор остаются одними из самых лучших ракетных двигателей в мире!
Лично познакомиться с академиком Н.Д. Кузнецовым мне довелось,
благодаря директору нашего НИИ механики и прикладной математики
Ростовского государственного (ныне Южного федерального) университета
академику И.И.
Воровичу, который как-то взял меня с
собой в качестве содокладчика на выездную сессию Отделения проблем
Машиностроения и процессов управления Академии наук СССР. Выездная
сессия проходила в Днепропетровске, где до сих пор работают знаменитые
ракетные КБ
«Южное» и завод
«Южмаш».
Погода была плохая, и вечерами почти все участники сессии собирались в
буфете гостиницы. Кузнецов и Ворович учились (правда, в разное время) в
одной и той же Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского,
хорошо знали друг друга, вследствие чего академик Кузнецов почти всегда
садился за наш с Воровичем столик, где уже в неформальной обстановке
продолжалось обсуждение интересующих вопросов...
Ну, а В.П.
Глушко всё-таки создал свои гептиловые двигатели, но уже не для лунной ракеты С.П. Королёва, а для ракеты УР-500 («
Протон») конструктора В.Н.
Челомея.
В настоящее время «Протон» является самой мощной российской серийной
ракетой. Однако из её почти 400 запусков, каждый восьмой старт до сих
пор оказывается неудачным, вызывая трения во взаимоотношениях России с
Казахстаном по причине гептилового
заражения местности
вокруг места падения ракеты. Последний фальстарт Протона с космодрома
«Байконур» состоялся всего неделю назад, похоронив под своими обломками
три новейших российских спутника навигационной системы «Глонасс».
После проблем с гептиловым Протоном, академик В.П.
Глушко
вернулся к проверенному керосину в качестве топлива и создал
великолепные двигатели на керосине и жидком кислороде для гигантской
ракетно-космической системы
«Энергия-Буран». Однако это уже другая история…
В 1966 году умер академик Королёв, его преемники довести ракету Н-1
не успели, и в 1969 году американцы первыми высадились на Луну,
вследствие чего советская пилотируемая лунная Программа потеряла всякую
актуальность. К тому времени уже было изготовлено
94 серийных двигателя НК-33. Двигатели обладали уникальными характеристиками и могли быть использованы до
15 раз! Кроме серийных, имелось ещё порядка
60
экспериментально-испытательных двигателей, которые могли быть
использованы дополнительно. Однако вследствие закрытия советской лунной
Программы Н1-ЛЗ, все эти двигатели оказались невостребованными, и по
специальному приказу тогдашнего руководства СССР подлежали уничтожению.
Сотрудникам Н.Д. Кузнецова всё же удалось сохранить почти все двигатели,
спрятав их на складе одного из химических заводов города Куйбышева
(ныне Самара).
В самом начале лихих 90-х этими «бесхозными» ракетными двигателями заинтересовались пронырливые американцы из фирм
Aerojet (двигателестроение) и
Orbital
(ракетостроение). Однако американцы долго не могли поверить, что
пролежавшие на складах десятки лет ещё советские ракетные двигатели
могут работать безотказно. Вследствие этого на российских и американских
полигонах было проведено несколько тестовых огневых запусков двигателей
НК-33, по результатам которых в 1996-1997 годах американцы
закупили у России сразу более 30-ти таких двигателей.
Сумма контракта и точное количество поставленных двигателей являются
коммерческой тайной. По неофициальной информации, к настоящему времени
американцы уже закупили более 50-ти ракетных двигателей НК-33 по
смехотворной низкой цене – порядка $1 млн. за штуку!!!
Корпорация
Orbital занимает значительную часть рынка
американских космических услуг и давно имеет самые тесные связи с
американским военно-промышленным комплексом. Она разработала и
изготовила уже более 500 космических аппаратов различного (в основном,
двойного и военного) назначения и контролирует почти половину рынка
американских ракет-перехватчиков. Однако ракет среднего и тяжёлого
класса, а также двигателей для них корпорация
Orbital никогда ранее не делала.
Выиграв один из двух контрактов
NASA на создание транспортной системы для доставки грузов на МКС, специалисты корпораций
Aerojet и
Orbital,
вместо дорогостоящей разработки собственных мощных ракетных двигателей,
решили просто оснастить закупленные у России двигатели НК-33 своими
системами управления и новейшей электроникой. Сделав это, они под маркой
AJ26 сертифицировали наши двигатели для использования в качестве основных двигателей своей новейшей ракеты-носителя среднего класса
«Антарес» массой почти в
300 тонн.
Полёты ракетно-космической системы «Антарес-Сигнус» к МКС планируется
совершать 2-3 раза в год, вследствие чего уже закупленных американцами
двигателей НК-33 хватит им более чем
на 10 лет полётов!
Таким образом, если всё будет в порядке и далее, то оснащённые мощными
ракетными двигателями ещё советского производства американские частные
ракеты-носители с осени этого года начнут регулярно доставлять
коммерческие грузы на Международную космическую станцию.
К сожалению, наши нынешние космонавты до сих пор летают к
МКС хотя и на многократно модернизированных, но всё же давно устаревших ракетах и двигателях, разработанных ещё
60 лет назад!
И нам остаётся только гордиться, что и в Америке старая советская
ракетно-космическая техника (даже 40-летней давности изготовления!) ещё
раз подтвердила свою
феноменальную надёжность. А не пора ли и нам в новой России начать делать что-либо новое?!
Сергей Буйло. Доктор физико-математических наук.
Сокращённый вариант очерка опубликован в газете «Наше Время»
Комментариев нет:
Отправить комментарий