Грустная кредитная история
Автор – Олег Гладунов
Почему главный банк страны так и не стал народным
Российским банкам нужно работать над снижением стоимости кредитов,
заявил министр финансов Антон Силуанов, выступая на съезде Ассоциации
российских банков. Существующие на данный момент ставки министр назвал
просто
«запредельными», также слишком завышенными Силуанов считает и комиссии, взимаемые банками за денежные переводы.
«Мне недавно сделали конфиденциальное предложение: предлагали
оформить потребительский кредит, лично мне, Антону Германовичу
Силуанову. И вы знаете, какую ставку мне предложили?
23%... Размер ставок просто запредельный!», – приводит слова министра РБК.
Силуанов не сказал, от какого именно банка поступило ему такое
шокирующее предложение, но можно раскрыть секрет – подобные
конфиденциальные письма рассылаются сейчас
Сбербанком
по всей своей клиентской базе. В письме предлагается кредит сроком на 5
лет под 23% годовых. Скорее всего, сотрудники Сбера, рассылающие эти
письма, «прокололись» и автоматически отправили одно из них министру
финансов, который, видимо, является клиентом и имеет счёт в банке. И
возмущаться здесь, действительно, нужно, и не только министру, а всем
российским гражданам. Потому что Сбербанк, который принадлежит
Центробанку, и получает у него неограниченные деньги под
8,25% годовых, зарабатывает на гражданах, которым он ссужает эти деньги, «наваривая» себе почти
15% сверху. А не много ли ему будет?
«Вот жалуются, что платёжные терминалы берут большую комиссию за
перевод денег, – продолжил Силуанов на съезде банкиров. – Но ничего
подобного: платёжные системы взимают 0,1%-0,2%, а банки за подобный
перевод –
2% и выше».
Хочется добавить, что тот же
Сбербанк берёт с клиента
1%
даже за перевод денег внутри банка – с его собственного счёта в
региональном отделении, на его же счёт в другом регионе, что вообще
является «беспределом». И берёт
100 рублей, за
получение клиентом информации о деньгах на его счёте. Но это ещё не все
«поборы», которые берут с клиентов в Сбере. Например,
за открытие карточного счёта,
на который вы положите свои деньги, то есть, дадите средства Сбербанку,
которыми он сможет пользоваться для получения прибыли, с
вас возьмут около 700 рублей.
Прокомментировать подобные услуги «народного», как его рекламируют,
Сбербанка, «СП» попросила профессора кафедры международных финансов
МГИМО, доктора экономических наук
Валентина Катасонова.
– То, что услышал, меня тоже немножко шокировало. Это, безусловно,
ростовщический процент.
Даже обычные коммерческие банки, которые не имеют таких неограниченных
возможностей в привлечении ресурсов, дают кредиты под более щадящие
проценты (сейчас средняя ставка по кредитам российских коммерческих
банков составляет
19%-20%).
«СП»: – Ведь такие большие проценты бывают обычно по пластиковым картам, а не по кредитам на 5 лет?
– Конечно, потому что пластиковые кредиты
краткосрочные, к тому же там можно вернуть деньги без процентов в течение 45 дней, но здесь удивляет другое. Всё-таки
Сбербанк
– это особый банк, который отличается 3 признаками. Во-первых, он
является монополистом на рынке кредитов и вкладов, особенно в отношении
физических лиц, которые несут ему свои деньги. Во-вторых, он принадлежит
на 50% + 1 акция Центральному банку России, поэтому получает гораздо
более дешёвые деньги от него, чем другие коммерческие банки. И,
в-третьих, там
очень высокий процент иностранных акционеров.
«СП»: – Которые купили акции во время прошлогодней приватизации?
– Да, и как заявил управляющий отделением Сбербанка Алексей Лаптев,
сейчас доля нерезидентов среди акционеров составляет 35%-36%, что
существенно выше 26% среднего показателя по банковскому сектору России. В
число его акционеров входят
Goldman Sachs, Morgan Stanley, Societe Generale, Deutsche Bank, которые могут обеспечить Сбербанк дешёвыми зарубежными деньгами. Однако, несмотря на то, что
он получает дешёвые деньги
и от ЦБ, и с международных рынков, Сбербанк не хочет давать кредиты
гражданам под доступный процент, и это возмущает больше всего.
«СП»: – Считается, что люди несут свои деньги в Сбербанк, потому что больше ему доверяют, но на самом деле их ведь просто вынуждают
стать его клиентами, так как многие платежи, по указанию финансовых
регуляторов, проводятся только через Сбер, плюс, предприятия выдают
зарплатные карты, не спрашивая желания работников, и так далее. Выходит,
эта монополия создана руками власти?
– Без всякого сомнения, государство и Центральный банк работают в
интересах монополиста, и у людей, зачастую, просто нет никакой
альтернативы
Сбербанку. Конечно, имея такие привилегии,
он мог бы стоять лицом к народу, но главное в рыночной экономике – это
получение прибыли, потому такое поведение Сбербанка вовсе не удивляет.
Кстати, сейчас мало говорят о том, что на самом деле
Сбербанк находится не в очень хорошем положении,
и деньги ему очень нужны. Одной из причин этого служит то, что Банк
России является не только его главным акционеров, но и проверяющим
одновременно. Специалисты говорят, что ситуация с его балансом
непростая, но пока
ЦБ закрывает на это глаза – такой «конфликт интересов».
«СП» – Насколько обосновано в Сбербанке берут 1% за перевод денег внутри банка, со счёта на счёт?
– Такого я даже не слышал, и примеров тому в мировой практике нет, видимо, это «ноу хау» главы Сбербанка
Германа Грефа.
«СП»: – Существует много претензий к профессионализму сотрудников
Сбера, которые могут перевести ваши деньги не на тот счёт, и потом
искать их неделями, а если вы начнёте требовать их вернуть немедленно,
то вам просто начнут хамить. Такое хамство – это наследие советских Сберкасс?
– Советские Сберкассы здесь не при чём. Вы вспомните, как в прошлом году
Герман Греф, выступая на Питерском банковском форуме, весьма откровенно
высказал мысль, общий смысл которой сводится к следующему:
«народ – ничто, а мы призваны им управлять». (Из выступления на СПбЭФ:
«Вы
говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в
руки населения. Как только простые люди поймут основу своего я,
самоидентифицируются, управлять, то есть, манипулировать ими будет
чрезвычайно тяжело» – «СП»). И если руководитель Сбербанка так презрительно относится к народу, то чего можно ожидать от его сотрудников?
Ваши деньги в опасности?
Высокий профессионализм сотрудников Сбербанка постоянно декларируется
в рекламе его услуг, как одна из главных причин выбора в его пользу, но
на деле это далеко не так. Примеров тому много, но,
чтобы не быть голословными, приведём конкретный, совсем недавний случай с
одной из клиенток отделения Сбербанка на улице Тверская, 15 в Москве,
Викторией Ш. Как пишет нам Виктория, хронология событий такова.
4 МАРТА. 18.50
...Пришла в отделение Сбербанка для оплаты обучения в Британии.
Оплатила счёт через кассира со своей дебетовой карты Сбербанка. Деньги
были переведены на счёт туристической фирмы. По правилам банка, перевод
должен был поступить на счёт получателя в течение 3 рабочих дней, то
есть 7 марта.
7 МАРТА
Так как деньги не поступили, пришла в отделение и написала заявление о
розыске средств. Но зарегистрировать его отказались, сказав, что до
конца дня деньги могут поступить.
11 МАРТА
Деньги так и не поступили на счёт. Сотрудники фирмы-получателя,
позвонив в свой банк («Юниаструм Банк»), выяснили причину задержки.
Платёж «подвис» в системе из-за того, что кассир Сбербанка неверно
указала получателя платежа (вместо фирмы написала назначение – курсы).
«Юниаструм банк» сказал, что отправит обратно деньги в течение 2 дней.
13 МАРТА
В отделении Сбербанка сказали, что деньги к ним поступили ещё 12
марта вечером. Согласно заявлению, их перечислят на карту клиента.
Перевод займёт 3 дня. То есть деньги должны были поступить 15 марта.
Заодно проверили, правильно ли указан номер карты, убедившись, что всё
верно.
15 МАРТА
Деньги не поступили. Руководитель отделения выяснила, что в системе
возврат средств был зарегистрирован 13-го, а не 12-го марта.
Соответственно, деньги должны прийти 18-го, а то и 19-го марта. Она
также заверила, что поставила обращение «на приоритет» и обещала
позвонить «исполнителям» (операционистам).
19 МАРТА
К вечеру деньги так и не поступили на счёт. Руководитель отделения заявила, что
у неё «нет ответов».
По её словам, она видит в системе обращение, но оно почему-то до сих
пор «на рассмотрении». Операционистам она звонила, но они её вроде как
«отшили», поскольку, по её словам, «не поймут, с какой стати она звонит,
если обработка обращения не окончена, а до ее окончания (в нашем случае
до 1 апреля!), она не имеет права туда звонить». То есть руководитель
отделения не понимает, почему так затягивают перевод средств. Не
исключено, что она что-то неверно указала в системе, но сама не осознаёт
ошибку и никто ей не может подсказать. Также, как оказалось, в
Сбербанке не предусмотрен какой-либо фонд выплат для таких случаев,
когда
по вине банка человек может понести серьёзные финансовые потери – от срыва поездки, до срыва важной сделки...
Как пояснил «СП» бывший банковский омбудсмен Павел Медведев: «Виктория попала в
ловушку IT
– компьютерной программы банка, которая дала сбой, и сотрудники не
смогут точно сказать, когда эти деньги вернутся на счёт». То есть,
ситуация напоминает сюжет из юмористического британского сериала, где
«компьютер говорит «нет», а менеджер банка не понимает почему. Вот
только у
Сбербанка, из-за
непрофессионализма сотрудников, такие «ловушки» попадаются слишком часто.
В итоге, Виктории пришлось срочно занимать деньги и отправлять их
снова – уже не через Сбербанк, чтобы не сорвать сроки и не потерять 45
тыс. рублей предоплаты курсов. Деньги Сбербанк ей всё-таки вернул 21
марта, но она потеряла несколько тысяч рублей из-за вынужденного займа,
не считая потраченных нервов и плохого настроения все эти дни. Но самое
главное,
ни один из сотрудников Сбербанка, с которыми
она общалась, включая руководителя отделения, даже не додумался
извиниться перед ней за такую «медвежью услугу», не говоря уже о
какой-то материальной компенсации «за моральный ущерб» со стороны банка.
Можно сделать вывод: проводя важные операции через
Сбербанк, имейте, как минимум, месяц в запасе или «запасную» сумму денег на всякий случай, а случаи в
Сбере бывают разные…
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий