Заседание президиума Совета по культуре и искусству
Видео…
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги! У нас
сегодня расширенное заседание президиума Совета по культуре и искусству.
Проходит оно, как мы видим, в Пскове, на псковской земле. Здесь
находятся памятники нашей истории, духовные святыни нашего народа –
место, что называется, намоленное во всех смыслах этого слова. И
конечно, для граждан нашей страны, всего мира эти места неразрывно
связаны с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Имя великого поэта
носит Псковский театр драмы, где, уверен, многие сегодня были, и я
только что побывал там, посмотрел. Насколько я слышал отзывы – отзывы
хорошие, насколько я слышал.
Но прежде всего, хотел бы особо отметить, что наша встреча – это одно из первых мероприятий в рамках начинающегося в России
Года культуры. И одновременно наше заседание является важным этапом подготовки государственной программы –
Основ государственной культурной политики.
Поэтому рассчитываю сегодня услышать и ваши соображения по поводу этих
Основ, этой программы. Собственно говоря, на самом деле это и есть
основная цель нашей сегодняшней встречи. Хотел бы услышать ваше мнение
по поводу Основ государственной культурной политики.
Культура, как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, – это огромное
целостное явление, которое делает людей народом, нацией. Мы все понимаем
ту огромную роль, которую играет культура в развитии России, в
укреплении её авторитета, влияния в мире, да и в сохранении целостности
нашего государства и национального суверенитета. Потому что, если нет
культуры, то непонятно вообще, что такое суверенитет, и непонятно тогда,
за что бороться.
Культура, наряду с образованием,
просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть
нашего исторического кода, национального характера. И потому
государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни,
способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких
духовных связей с родной страной, повышать доверие между людьми, их
ответственность и гражданское участие в развитии нашего государства.
Год культуры должен стать годом обращения к богатейшему наследию
нашего многонационального народа, его современных культурных достижений.
В этой работе призваны участвовать не только деятели культуры и
искусства, педагоги, журналисты, сотрудники музеев, библиотек и так
далее – в неё обязаны включиться и политические партии, общественные
организации, меценаты,
всё общество.
Уважаемые коллеги! Откровенно говоря, я попросил вас сегодня
собраться для того, чтобы такой сигнал в начале года был дан по всем
направлениям, которые я сейчас перечислил, чтобы
общественно-государственный механизм заработал. Культура – это
многогранное явление: это и театр, и кино, и живопись, и литература, и
народное творчество. И проблемы всех культурных жанров мы должны
рассматривать в контексте формирования единого самобытного пространства
культуры нашей страны.
Именно в такой логике и предлагаю обстоятельно поговорить о развитии
региональных и детских театров в стране. Я помню, как на одной из наших
встреч, в том числе и присутствующие здесь коллеги, об этом говорили.
Региональные, провинциальные театры всегда играли роль настоящих центров
просвещения и общественной жизни. И очень важно не просто возродить, но
развивать, всемерно поддерживать интерес к театру в наших регионах,
создать условия для того, чтобы талантливые театральные постановки
смогли увидеть наши граждане, причём независимо от места их проживания.
Мы сегодня с вами посмотрим, что в некоторых регионах делается: я
попросил подготовить включение – и с Кавказа коллеги расскажут о том,
что там происходит, и с других территорий.
Отмечу, что творческий потенциал отечественного театра неуклонно
растёт, улучшается материально-техническая база, увеличивается
финансирование, грантовая поддержка, в том числе региональных театров,
развиваются частные культурные инициативы, театральные премьеры
становятся заметными и ожидаемыми обществом событиями. Но во многих
средних и в подавляющем большинстве малых городов, к сожалению, своих
театров вообще нет. Как правило, сосредоточены эти театры в региональных
столицах и крупных городах. Такую театральную «дискриминацию», конечно,
нужно преодолевать.
Я знаю и слышал по этому поводу разные мнения. Говорят, что в других
странах и этого нет, вообще репертуарный театр, как таковой,
отсутствует, но у нас-то есть и было, поэтому наши конкурентные
преимущества, как сейчас модно говорить, безусловно,
нужно поддерживать.
При этом понятно, что в каждом городе невозможно, наверное, построить
свой театр, а главное – по-настоящему и сильный коллектив не соберёшь.
Решение подсказывает наш собственный опыт. Напомню, что в Советском
Союзе была сильно развита гастрольная и фестивальная деятельность. Так
создавалось единое театральное пространство, укреплялось и
межнациональное общение, связи между территориями очень большой страны.
Уже не раз говорил, многое из того, что делалось раньше, конечно, можно и
нужно брать на вооружение. Я имею в виду, конечно, не идеологическое
содержание, а саму
организацию работы.
Гастрольная деятельность в последнее время оживилась, существенно
расширились репертуар и география гастролей театров Москвы и Петербурга.
В свою очередь ведущие региональные театры демонстрируют свои
постановки на столичных сценах. Но что вызывает особое беспокойство:
региональные театры в столицах выступают, но даже в соседние субъекты
Федерации практически не выезжают. Нужно вместе разобраться, в чём
причина. Очевидно, что причина, конечно, опять в деньгах, но здесь
какой-то импульс должен быть со стороны Министерства и региональных
властей.
Следующий вопрос –
театры для детей и юношества.
Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным
вкусом, умеющее понимать и ценить театральное, драматическое,
музыкальное искусство. И если бы у нас делалось это должным образом,
может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской трагедии, не
было бы.
Вновь вспомню историю. Именно в нашей стране появились первые в мире
театры для детей. Ещё в 1918 году, в период гражданской войны, 15-летняя
Наталья Сац организовала свой небольшой детский театр. В 20-х годах
были созданы театры юного зрителя; один из старейших ТЮЗов,
Ленинградский, продолжал давать спектакли даже в блокадном Ленинграде.
Наш долг и перед прошлыми, и перед будущими поколениями – приумножать
традиции театрального искусства для детей и юношества. К сожалению,
должного внимания этим вопросам также не уделяется. Новые театры юного
зрителя практически не создаются. Существующие детские театры часто
предпочитают предоставлять свои площадки под развлекательные
шоу-представления. Нужно признать, их содержание и уровень исполнения
оставляют желать лучшего. Такое положение, конечно,
нужно менять.
Нужны серьёзные, качественные театральные постановки для детей и
подростков, которые будут знакомить с русской и мировой классикой, учить
думать, сопереживать, верить в силу добра. И конечно, на театральных
сценах должны ставиться произведения современных отечественных авторов.
Убеждён, ситуацию можно улучшить, если предложить эффективные
механизмы поддержки.
В качестве примера приведу киноискусство. Об этом вы тоже наверняка
многие хорошо знаете, несколько лет назад был создан – в результате
дискуссии в профессиональном сообществе, прежде всего, – Фонд кино. В
прошлом году три отечественных фильма, которым Фонд оказал финансовое
содействие, вошли в десятку российского кинопроката, опередив многие
зарубежные ленты, знаете об этом: это и «Легенда № 17», и «Ёлки-3», и
«Сталинград». Отмечу также, что вклад деятелей культуры в воспитание
подрастающего поколения будем по достоинству оценивать и в самое
ближайшее время внесём определённые предложения. Уже в ближайшее время
планируется вручение первых
премий Президента за лучшие произведения искусства и литературы для детей и подростков: три премии – не знаю, большие, небольшие, но по
2,5 миллиона рублей каждая.
Далее. Надо обязательно восстановить сеть детских театральных студий,
художественных и литературных кружков. В эту деятельность можно вовлечь
и актёров, и творческих работников, которые завершают активную карьеру,
но готовы делиться своим опытом и работать с молодыми людьми. И
конечно, следует поддержать общественные инициативы, связанные с
театральным искусством, оказывать содействие некоммерческим
организациям, самостоятельным творческим коллективам. Речь идёт не
только о финансовых ресурсах, но и о предоставлении помещений для
постановок, репетиций, занятий с детьми. Это могли бы быть не только
специализированные театральные здания, но и библиотеки, музеи, дома
культуры, досуговые центры, школы. И я буду просить руководителей
регионов, муниципалитетов, безусловно, идти навстречу энтузиастам и
общественным творческим инициативам.
Вновь подчеркну, проблем, которые требуют решения, очень много, и
ответственность
на государстве, на театральном сообществе лежит очень серьёзная.
Хотелось бы сегодня по всем этим вопросам с вами, уважаемые коллеги,
переговорить.
А теперь я с удовольствием передам слово Валерию Владимировичу Фокину, из петербургской Александринки. Пожалуйста…
Читать весь материал…
Комментариев нет:
Отправить комментарий