Несмотря на то, что война закончилась 67 лет назад, а с ней
прекратились и поставки по ленд-лизу, мы всё ещё не рассчитались с США
за военную технику и вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и
ГСМ... Окончательный срок погашения нашего долга –
2030 год.
Как это может быть?
Справедливости ради, отметим, что благополучная
Великобритания рассчиталась со своим долгом по ленд-лизу перед
США и Канадой только 29 декабря 2006 года. Так, может быть, правы те, кто считает ленд-лиз
кабалой, долю поставок в общем объёме – незначительной, а получаемые образцы техники и вооружения – устаревшими?
Оплачено кровью
Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. По
нему Америка передавала своим союзникам во Второй мировой войне
боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая
нефтепродукты. Предполагалось, что «поставленные материалы (машины,
различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы),
уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат
оплате». Платить нужно было
лишь за то, что оставалось
после войны в целости и могло быть использовано странами –
получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время
войны не было. Правда, существовала какая-то хитрая схема «обратного
ленд-лиза», по которой
СССР отправлял в
США золото,
платину, древесину, марганцевые и хромированные руды и т.п. Больше похоже на бартер, но это казуистика международных договоров.
После окончания войны был определён объём поставок США по ленд-лизу в
СССР: он составил 11,3 млрд. долларов США. (По данным из других
источников – около 10 млрд. долларов.) Американцы попросили частично
оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября
1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации,
американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд. долларов, а через год
сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин,
«СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».
Китай платить не будет
В октябре 1972-го между СССР и США было подписано торговое
соглашение. Тогда была установлена окончательная сумма нашего долга и
сняты цензурные запреты на тему ленд-лиза. СССР обязался заплатить
772 млн. долларов,
включая проценты, к 2001 году. К июлю 1973-го были осуществлены 3
платежа на общую сумму 48 млн. долларов, после чего выплаты были
прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в
торговле с СССР (поправка Джексона-Вэника).
В июне 1990 года были установлены новый срок окончательного погашения задолженности (2030 г.), а также сумма –
674 млн. долларов.
После распада СССР долг был переоформлен на Россию. Что-то
выплачивалось, но окончательного расчёта так и не произошло. Знающие
проблему специалисты считают, что из общего объёма американских поставок
по ленд-лизу Советский Союз, а затем и Россия признали, а затем
частично
оплатили 722 млн. долларов, то есть около 7%.
По другому пути пошла Франция в 1946 году: она сделала американцам
ряд торговых уступок. В частности, существенно увеличила квоты на показ
иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском
кинорынке. А вот Китай свой долг как не погашал, так и не собирается
этого делать.
Итак, какова же ленд-лизовская доля в общем количестве
произведённых/поставленных в СССР в 1941-1945 годах техники, сырья и
вооружения? (См. схему.)
А ещё были паровозы и вагоны, станки и оборудование, радиостанции,
радиоприёмники и локаторы, рельсы и автопокрышки, алюминий и медь,
телефонный провод и морской кабель, сахар и хлопок, продовольствие и
обувь и многое-многое другое. Но дело в том, что основные поставки
пришлись на 1943-1945 годы, когда
и так всё было ясно. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из
США грузов. При этом по ленд-лизу
не поставлялись новейшие образцы вооружений и техники, которые производились в тот период в огромных количествах, да и качество поставляемых образцов желало быть лучшим.
Кому выгодно?
Так была ли нужна эта помощь, и насколько она была выгодна сторонам?
Вот что пишут исследователи. «Кроме упомянутых прежде товаров –
золота, леса, пушнины, икры, рыбы, которые, однако, не всегда числились в
списках «обратного ленд-лиза», а нередко были и коммерческим экспортом,
– Советский Союз предоставил союзникам услуги: обеспечение и
обслуживание иностранных судов, приходящих в наши северные порты,
частичное снабжение войск союзников в Иране», – утверждает историк
Паперно. А его коллега Якушевский приводит свидетельства западных
авторов о том, что ленд-лиз был выгоден обеим сторонам: «На выгодность и
высокую рентабельность поставок Советскому Союзу по ленд-лизу
неоднократно указывали в период Великой Отечественной войны
государственные и политические деятели
США и
Англии. Во время англо-американской конференции в Касабланке в январе 1943 года Рузвельт отмечал:
«Поставки в Россию – это выгодное вложение капитала».
Черчилль говорил о необходимости увеличения военной помощи России, ибо
«никакая другая форма вложения капитала не может обеспечить лучшие
военные дивиденды».
Караваны шли с востока
Благодаря Валентину Пикулю и его роману «Реквием каравану PQ-17»
сложилось ложное представление, будто все поставки по ленд-лизу
производились северными конвоями в советские порты Мурманск и
Архангельск. Северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем и
самым рискованным. Большая часть поставок осуществлялась по
дальневосточному и трансиранскому маршрутам. Дальневосточный маршрут
являлся самым стабильным и результативным. Около
50% всех грузов,
поставленных по ленд-лизу, было переработано в портах Дальнего Востока.
И, наконец, трансиранский маршрут, которому из-за малоизвестности нужно
уделить особое внимание.
19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: «Я придаю большое
значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до
Каспия не только по железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к
постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и
организационными способностями». Однако широкомасштабные военные
действия в районе Персидского залива начались задолго до этого послания.
Операцию по захвату иракского порта Басра британские «коммандос»
провели ещё в апреле 1941-го. И первый ленд-лизовский американский завод
заработал там
до нападения Германии на СССР!
К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряжённая обстановка.
Учитывая, что Гитлер планировал поход на Индию с последовательным
захватом ближневосточных стран, Иран был наводнён немецкой агентурой. 25
июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера – советские и
одновременно устранили всю известную агентурную сеть Германии.
В ходе подготовки к приёму ленд-лизовских грузов, порты в
Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах
Персидского залива возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные
заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Союзники
также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги,
построили аэродромы. Прежде всего, была реконструирована железная дорога
от Персидского залива до Тегерана и на базе просёлочных дорог построены
современная автомагистраль с твёрдым покрытием, станции технического
обслуживания. Из
Великобритании и
США были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей.
Самолёты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания
авиабазы в Абадане для перегона сформировали 2 советских авиаполка,
укомплектованных опытными лётчиками-фронтовиками. Часть машин
направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.
Группой американских военных специалистов, отправленных в Иран,
руководили русские. Контролировал перевозки южным путём ни кто иной, как
Анастас Иванович Микоян – зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах
работали местные жители – арабы и персы, администрация состояла из
американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные
специалисты.
В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами
Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали
сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры,
Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу
поток увеличился – с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц.
Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000
машин – вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же
южным путём мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.
Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были
свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя
от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй
Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход
груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии
мешала немецкая авиация. С удалением фронта от границ СССР этот путь
потерял своё значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через
Чёрное море.
Закончить хочется выдержкой из статьи
Уилсона,
профессора Канзасского университета: «То, что Америка пережила во время
войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных
союзников. Только американцы могли назвать Вторую мировую войну
«хорошей войной»,
поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и
потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…»
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий