Многие текущие международные события (например, приход в Белый дом Дональда Трампа,
обострение ситуации на юго-востоке Украины, война в Сирии и т. п.)
отодвинули на второй и даже третий план острейшие проблемы внутренней
жизни России. Прежде всего проблемы прогрессирующей деградации экономики страны.
Причем основной
вклад в эту деградацию вносит не мировой рынок (скажем, падение
цен на «черное золото»), не экономические санкции Запада против
России (они, наоборот, несколько оживили внутренний рынок), а действия либерального блока
российского правительства (или, наоборот, полное бездействие). Начался 2017
год, и чиновники продолжают свою разрушительную деятельность.
Вот одно из последних таких деяний. 2 февраля
правительство приняло программу приватизации на ближайшие три года
(2017−2019 гг.), а премьер-министр Дмитрий
Медведев ее утвердил (подписал 8 февраля
соответствующее распоряжение). Всего в 2017—2019 годы планируется
приватизировать 477 АО, 298 ФГУПов, доли РФ в десяти ООО,
а также 1041 объект имущества государственной казны. Власти
с гордостью заявляют, что за три года программа даст в бюджет
без малого 17 млрд руб.
Либо власти сами
разучились считать, либо думают, что считать разучился народ. В расчете
на один из 1826 объектов приватизации средняя выручка составит 9,2
млн. рублей! Для справки отмечу, что сегодня в Москве на рынке
недвижимости столько стоит очень скромненькая квартира (одно- или
двухкомнатная).
Бюджет Российской Федерации, сверстанный на 2017 год,
предполагает расходную часть в размере 16.241 млрд долл. Доходы от приватизации,
запланированные на этот год (5,8 млрд руб.) составят лишь
0,03% по отношению к бюджетным расходам. Такой бюджетный
эффект эквивалентен введению или повышению любого акциза (на водку,
ювелирные изделия, иные предметы роскоши). 5,8 млрд. рублей при нынешнем курсе
рубля (кстати, неожиданно выросшем в начале текущего года) эквивалентны
всего 100 млн долл. Это меньше,
чем годовая прибыль многих компаний и организаций, включенных
в программу приватизации.
Например, в программе значится компания «Совкомфлот», прибыль
которой в 2015 году составила около 400 млн долл. Прибыль
другого фигуранта программы — компании «Алроса» — только
за первую половину 2016 года составила 186,7 млрд руб., в валютном эквиваленте это около 3
млрд. долларов. Следовательно, в расчете на год получается что-то
около 6 млрд долл. Власти
готовы отдать «куриц», несущих «золотые яйца», практически бесплатно!
Наверное, мы уже устали от произвола нашей власти, если
оставляем без реакции подобного рода решения. Кажется, даже в «лихие
1990-е» годы такого не было. А ведь тогдашнюю приватизации
справедливо называют «бандитской». Нынешнюю приватизацию можно смело назвать
«бандитской в квадрате».
Можно предполагать, что уже выстроилась очередь «бенефициаров»,
которым были обещаны жирные куски государственной собственности. В списках
программ мы находим такие объекты приватизации, как «Новороссийский морской
торговый порт», «Совкомфлот», «Объединенная зерновая компания», «Приокский
завод цветных металлов», «Кристалл», «Алроса», ВТБ и многие другие
флагманы добывающей и обрабатывающей промышленности, морского транспорта,
финансового сектора и других отраслей.
Раньше правительство убеждало нас, что, мол, ничего страшного нет,
поскольку многие сделки не являются полной приватизацией. Мол, государство
сохранит за собой контрольный пакет (50% капитала + одна акция).
На нынешнем этапе приватизации государство может утратить (или уже
утратило) контроль над многими компаниями, постепенно превращаясь
в миноритарного акционера. Возьмем,
например, уже упоминавшийся выше «Совкомфлот». Это крупнейшая российская
судоходная компания, одна из лучших в мире. Особенно сильны ее позиции
в сегменте компаний по морской транспортировке углеводородов (нефти
и сжиженного газа), в том числе из районов со сложной
ледовой обстановкой, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи
нефти и газа. Крупнейший в мире владелец танкеров ледового класса.
(из общего флота компании, насчитывающего более 150 судов, треть имеет
высокий ледовый класс). Компания полностью принадлежит государству
(Росимущество). Так вот программа предусматривает снижение доли государства
в «Совкомфлоте» с нынешних 100% до 25% + 1 акция (в этом
году ожидается продажа первых 25%).
Другой фигурант программы — крупнейший (наряду
со Сбербанком) российский банк ВТБ. Не так давно уже проводилась его
частичная приватизация, на сегодняшний день доля государства составляет
60,9%. Программа предусматривает снижение доли до 25% + 1 акция.
В плане приватизации на текущий год — приватизация 10,9% акций
банка. Единственно, что спасает ВТБ от приватизации, — сохранение
экономический санкций Запада, что для наших чиновников создает сложности
с поиском иностранного инвестора. Своих
они почему-то не рассматривают.
Приведу третий
пример — «Алроса». Между прочим, это крупнейший в мире продуцент
алмазов (примерно ¼ мировой добычи). Долю Росимущества в этой компании уже
понижали, и она уже упала до критического уровня 33%. К 2019
году эту долю планируется сократить до 29% + 1 акция. Среди акционеров
фигурирует также Якутия (как субъект РФ) и муниципалитеты, находящиеся
на территории указанной республики. Программа предусматривает, что эти
акционеры также будут выходить из капитала «Алросы».
Вранье по поводу
«целесообразности» и «эффективности» приватизации оказывается
в вопиющем противоречии с реальной жизнью и даже официальной
статистикой. Вот, например, руководитель Федеральной антимонопольной службы
(ФАС) Игорь Артемьев
в сентябре 2016 года поднял
панику по поводу того, что «государство наступает». Мол,
в 2005 году в государственном секторе экономики создавалось 35% ВВП,
а в 2015 году этот показатель вырос до 70%. Мол, государство
«душит» конкуренцию, подрывает основы «рыночной экономики». Артемьев тут явно
что-то перепутал, поскольку конкуренцию «душит» не государство,
а монополия. Причем частные монополии это делают порой даже более успешно,
чем государственные. В Америке еще более века назад появилась своя «ФАС»,
которая боролась с монополиями Рокфеллера и других олигархов, правда,
успехи были весьма скромными.
Но в данном случае я не собираюсь читать
лекцию господину Артемьеву на тему «Монополии и конкуренция».
Я обращаю внимание на приведенную им цифру доли государства 70%
ВВП. Аргумент «засилье государства в экономике» у многих чиновников
финансово-экономического блока правительства стал любимым и основным.
Многие из них оперировали этим аргументом на последнем Гайдаровском
форуме, который проходил в прошлом месяце. Тогда я обратил внимание
на два момента.
Во-первых, у каждого своя собственная цифра доли государства
в создании ВВП РФ. Встречаются цифры
и более скромные, чем у господина Артемьева: в 60%,
и в 50% ВВП. Например, Минэкономразвития обычно приводил цифру
в 50%. Подобная статистическая какофония показывает, что власти не умеют слажено врать,
у каждого чиновника своя «личная» статистика. Это касается, конечно,
не только показателя доли государства в экономике,
но и многих других экономических показателей.
Во-вторых, я на месте чиновников, лоббирующих бандитскую
приватизацию, поостерегся бы оперировать подобными показателями. Они как раз доказывают, что приватизацию
категорически нельзя проводить. Почему? Давайте будем исходить из минимальной
оценки участия государства в создании ВВП, равной 50% и сравним
ее с некоторыми другими показателями, которые можно найти
на сайте Росстата. А каково количество компаний и организаций
российской экономики? — Росстат дает цифру 4,9 млн. Он дает раскладку
компаний и организаций по формам собственности. На компании
государственного сектора (с участием Российской Федерации и субъектов
РФ) приходится 2,3%; еще 4,5% - муниципальные предприятия. Итак, если
мы даже учтем муниципальные предприятия, то общее число компаний и организаций, которые можно
в широком определении назвать «государственными», равняется 6,8%.
Некоторые могут справедливо сказать, что, мол, исчисление удельного веса
государственного сектора по числу организаций не корректно, поскольку
государственные организации могут быть заведомо крупнее частных.
— Согласен. Поэтому предлагаю
оценить долю государственного сектора с помощью показателя «основные
фонды». В начале 1990-х годов (до приватизации Чубайса) в государственном
секторе, по данным Росстата, находилось около 90% основных фондов
российской экономики. К 2000 году (после бандитской приватизации 90-х гг.)
этот показатель упал до 25%. В 2010
году он опустился до 19%, а в настоящее время составляет
всего 18%.
Надеюсь, читатель догадывается, какой вывод можно сделать
из сопоставления показателей. При
доле государства в основных фондах, равной 18%, оно умудряется создавать
50% ВВП страны. А господин Артемьев даже настаивает на том, что
70% (кстати, на последнем Гайдаровском форуме И. Шувалову и другим либералам
больше по душе оказалась цифра 70%). Следовательно, на частный сектор
приходится более 80% основных фондов и всего 50% или даже 30% создаваемого
ВВП. Диагноз однозначен: частный сектор
не эффективен, а для экономического восстановления (или даже рывка)
необходимо усиление позиций государства. России нужна не приватизация,
а национализация.
О том, что некоторые члены правительства все-таки понимают,
что собой представляет программа приватизации, свидетельствуют некоторые
фрагменты упомянутого Гайдаровского форума. Так, «свежий» министр
экономического развития Максим Орешкин
достаточно трезво подошел к оценке приватизации. В интервью газете
Financial Times он подчеркнул, что для оживления российской экономики
необходима здоровая конкуренция, приватизация как таковая не поможет:
«Если мы просто приватизируем крупные государственные компании, которые
доминируют в определенных секторах, то конкурентная ситуация
не улучшится, и не окажет серьезного влияния на общий
рост». Правда, на заседании правительства 2 февраля, когда
обсуждалась и утверждалась программа приватизации на 2017−2019 годы,
Максим Орешкин благоразумно воздержался от озвучивания своих сомнений
по поводу приватизации.
Еще один забавный момент на форуме. Вице-премьер Ольга Голодец рискнула высказать мысль, что у власти есть
простой способ пополнить казну: отказаться от единой ставки подоходного
налога (13%) и перейти к прогрессивной шкале. Мысль не новая
(благодаря этой мере можно запросто удвоить доходную часть бюджета),
на для чиновника такого ранга крамольная. Мы помним, что премьер-министр Д. Медведев резко
и болезненно отреагировал на заявление Голодец. Не только потому, что нынешнее
правительство, похоже, представляет интересы олигархического капитала. Но и потому,
что такое «простое» решение бюджетной проблемы лишит правительственных
лоббистов приватизации важнейшего аргумента: мол, «разгосударствление»
необходимо для пополнения казны. Я уже отметил, что принятая правительством программа позволил увеличить доходную часть
бюджета на целых 0,03%!
Комментариев нет:
Отправить комментарий